Пусть мелодия мчится как птица

    Пусть расскажет ее перебор

    Что кладу я на вашу столицу

    Вот такой вот таежный прибор!

     

    Двое против ветра, "Снежинка"

     

    Лирическиое предисловие

    В тексте фотографии не кликаются. Доступ ко всему фотоальбому - по этой ссылке (открывается в новом окне), а также в конце рассказа.

    Официально это мероприятие, наверное, называлось "Водный спортивно-оздоровительный поход II категории сложности". Но мне, как нетуристу, никогда ранее не участвовавшему ни в каких походах, это казалось переселением в параллельный мир и на другую планету. Я смутно представлял себе, что такое автономный двухнедельный поход. В тайге. В какой-то сотне километров от северного полярного круга, при этом в двух сотнях километров от ближайшего телефона. Я представлял это так же смутно, как будни космонавтов на станции "Мир". В голове была каша из детских воспоминаний о книге "Тропою испытаний" и относительно свежих об "Охоте на пиранью" Бушкова. Будучи по натуре "хорошо информированным оптимистом", реально оценивая состояние своего здоровья и физическую форму, я действительно морально готовился к трудностям и лишениям.

    Реальность оказалась не такой готичной, моя тропа испытаний оказалась без непреодолимых препятствий, и я остался собою доволен. Хотя есть такое чувство, что во многом мне просто повезло. И на везении я бы остановился подробнее.

    Прежде всего, повезло с руководителем. Как следствие - при хорошем опытном руководителе везение автоматически распространилось на всю процедуру трансфера, заброски и возвращения, а также на качество и количество питания. Даже с партнёрами по группе повезло, я считаю, по той же причине, т.к. в группе я был новичком, а большинство остальных уже ходили вместе или, по крайней мере, ходили с этим руководителем.

    Отдельный предмет везения - это погода. Возможно было несколько комбинаций температуры, ветра и осадков. На нашу долю выпала далеко не худшая комбинация, и она не очень типична для севера Карелии: из 12 дней похода солнечных дней было больше, чем пасмурных, затяжной дождь был только один раз на пол-дня; чаще всего было холодно (ночью около +8, днем +12..+14), но из-за низкой температуры нас не доставали не комары, ни мошка.

    Начало

    Киев. В 17:00 - встреча в подземном переходе между Южным и Центральным вокзалами.

    В широком, как шоссе, но темном переходе хорошо видна небольшая группа людей с огромной горой больших базарных сумок, брезентовых свертков и какой-то дюралевой фигни. Сумок оказалось больше двадцати: 14 с провиантом, 6 с "надувными" частями катамаранов (гондолы из прорезиненой ткани и резиновые камеры), сумка с банями (полиэтиленовые тенты для одевания на деревянный каркас), два настоящих тента площадью по 20 кв. м., веревки, резинки, и черт его знает что еще. А также шесть дюралевых каркасов катамаранов и три увесистые вязанки дюралевых весел (6 катамаранов по 4 гребца - 24 весла, и одно запасное).

    Как видно из количества катамаранов, группа у нас не маленькая. 32 человека. На 17:00 пришли далеко не все, дисциплина хромает у некоторых товарищей. Но командир всё знает и бдит, я поздоровался и жду распоряжений.

    А распоряжений пока нет - народ подтягивается. Бегло оглядываю, кто есть еще. Наша группа - 32 человека. Девочки, мальчики, девушки, юноши, дяди, тёти ... в общем от 13 и до пенсии. По одежде видно, что большинство взрослых - бывалые туристы. Интересно, как выгляжу я - в красной футболке с какой-то американской рекламой, камуфляжных штанах (специально купил на "Бухаре") и неброских трекинговых кроссовках... Мои приятели, которые и сагитировали меня в поход, стоят немного в сторонке. От них поступило необычное предложение - отметить начало похода немедленным распитием шампанского. Оказалось артемовское "Мускатное". Аккурат за этим процессом застала нас супруга, пришедшая проводить меня. По глазам ее стало видно, что она укрепляется в своей версии того, "что вдруг со мною стало, что в даль меня позвало"...

    Но мне тут стало не до объяснений: команда - грузиться.

    Торба. Белый полярный лис. Весь описанный ранее хлам (пардон - провиант и инвентарь) нужно тащить из подземного перехода на противоположный конец перрона (пол-километра?), ибо как раз туда, в голову поезда, какие-то умные люди подцепили дополнительные вагоны "Киев - Мурманск" к поезду "Киев - Минск". Доставить барахло нужно за две ходки, поскольку на третью точно не будет времени. А между прочим, у каждого еще свой собственный рюкзак от 15 (девочки) до 25 (мой) килограммчиков... Участвовали в переноске и погрузке все - и взрослые, и дети, и провожающие. Да, и моя жена помогала - она несла мои удочки-спиннинги. Полностью мокрые, туристы позже шутили в вагоне, что первая "карельская баня" получилась на славу. В 18:07 наш беспересадочный вагон в составе поезда Киев - Минск начал свое 50-часовое путешествие по бескрайним просторам нашей некогда единой Родины.

    Дорога на Север

    В Чернигове, где я ни разу не был, очень красивое здание вокзала. В Чернигове же одному из детей отец подвез паспорт - догонял поезд на машине, и не просто догнал, но и перегнал. После Чернигова была граница, но, поскольку мы 2 часа активно знакомились с руководителем и другими участниками, я погранцов и таможенников не очень запомнил, да и они меня не беспокоили. Еще до территории Белоруссии всю выпивку перелили в пластик, а стекло выкинули (я сделал это еще дома), т.к. белорусы и россияне любят торбить иностранцев за нарушение закона, запрещающего распивать спиртные напитки в общественных местах. После границы, когда в вагоне уже было тихо, проводницы меж наших сумок начали доставать свои - такие же, с каким-то очень тяжелым контрабасом. Чтобы они не убили случайно моего приятеля, я помог им снять сумку с 3-й полки.

    Проснулся я уже в 7 утра в Минске, когда нас таскали по разным путям и грубо подцепляли к пассажирскому поезду 326 Минск - Мурманск. Отмечу, что график движения этого поезда я посмотрел еще в Интернете - он делает 2000 км за двое суток, останавливаясь "у каждого столба". И в этом, кстати, его ценность: он высадит нас на станции Энгозеро (это одна из таких станций, где даже нет платормы).

    За то, что я помог вчера снять сумку, проводница угостила меня бесплатно чаем с лимоном. Нет, это не полторы гривни, это бесценный подарок, т.к. лимона для обычных пассажиров у нее нет.

    Едем через пущу, через белорусские станции, читаем надписи на русском и белорусском... Интересно. Пачка дешевых сигарет стоит 1000 белорусских рублей. Над ней надпись "Купуйце бялоруське". "Ацзиление сувязи" - это почта/телефон/телеграф. Командир рассказал свой любимый диалог с белорусской крестьянкой:

    - Бабуленька, у вас картошка есть?

    - Бульба? Ёсць, ёсць, але дробненькая...

     

    После обеда и дневного сна выходим подышать на последней белорусской станции перед Россией. Здесь уже не берут гривны. Мы в пути почти сутки, а не проехали и пол-дороги... Поиграли в картишки, поспали, затем я занялся рыболовными снастями: наматывал леску на катушки, цеплял поводки и крючки к блёснам.

    Где-то после Витебска незаметно пересекаем границу с Россией. На Питер не едем, сворачиваем в объезд через Дно - Сольцы - Волхов. Станция Дно встретила нас персонажами, сошедшими со страниц романа Максима Горького, и нарядом милиции, с ненавистью смотрящим на пассажиров в шортах и шлёпанцах. Подростки купили там 2-литровый пузырь "Жигулевского Московского разлива", кривились и ругались - оказалась горькая коша мочачья, в которой 7,5% спирта.

     

    Наступает ночь, мы всё еще в пути, и пилить нам еще целые сутки, сначала на северо‑восток, а потом 500 км просто на север. Утром выползли на перрон в Петрозаводске - это столица Карелии и ее самый южный город. Хотя, сколько там тех городов... В Петрозаводске похладно и пасмурно. Едем дальше - справа вроде как река. Командир говорит - это ничто иное как Беломорско-Балтийский канал. Я вам скажу, это не Суэцкий и не Панамский - прорыл товарищ Сталин настоящую судоходную реку...

    Пейзаж меняется. Белоруссия - смешанный лес, поля, деревеньки, лес. За Петрозаводском - хвойный лес, лес, лес, лес, озеро, лес, лес, речушка... И когда поезд выезжает на каую-нибудь возвышенность, видно, что лес - на десятки километров вокруг. Тайга.

    Итак, в Петрозаводске мы были в примерно в пол-одиннадцатого утра, а в Кеми - в восемь вечера. Отсюда ходят катера на Соловки. А ведь это - всего половина Карельского перешейка. Кстати, Кемь, насколько я знаю, портовый город. а так и не скажешь, глядя на почерневшие бараки. Но о Кеми я расскажу подробнее на обратном пути - будет время осмотреться в городе.

    После Кеми командир дает инструктаж по высадке и распределяет роли. Какие проблемы - спросите вы? А такие: за 1 минуту стоянки нужно выгрузить 32 туристов с вещами, а также провиант и инвентарь в 20 тяжеленных сумках и вязанках. К нашей станции мы опоздали на час, и процедура эвакуации из вагона выглядела так: До станции открыли двери рабочего тамбура и курилки, командир визуально убедился в чем-то, глядя вдаль, сказал: "Наша". По двое мужиков, в т.ч. я, выпрыгнули на насыпь (да-да, никакой платформы - сразу под откос) и с частотой 4 Гц принимали вещи и людей. Проводница держала красный фонарик.

     

    Вот она, Карелия. Вот он, север. Похоже на пасмурный вечер, холодно и слегка ветрено. Но это не вечер, а ночь - 23:00. Под откос свалены все наши вещи, а чуть дальше - грунтовая дорога с лужами. И на ней стоит грузовик! Командир идёт общаться, а мы пока осматриваемся.

    Что за местность? Похожа на нежилую деревню. Деревянные домики, заборы, сараи. Вдалеке - какой-то водоём, если верить карте - это Энгозеро. Чу! Едет мотоцикл без огней (а нафига ему огни - полярный день-то не закончился). А вот от одной группы домиков к другой идет парочка - симпатичная девка в джинсах со стразами и ... упырь какой-то, лет семнадцать, тощий, с красными глазами... Бр-р-р.

    Стоим, ибо, оказывается, ждем еще одну машину. Легкомысленно одетые девчонки уже изрядно подмерзли, достали всё что можно из своих гламурненьких рюкзачков, а сверху одели спасжилеты. Старые, из плотной ткани и пенопластовых вставок, они тоже неплохо греют. Я еще с поезда одет в камуфляжные штаны, футболку, плотненький флис (подарок ИнАУ).

    Всё, торги окончены, приехал еще УАЗик-"буханка" с тентом и легковым прицепом, мы грузимся в него и в бортовой ЗИЛ-130. Кто-то должен ехать на борту, кто-то - в УАЗике под тентом. Помогаю грузить в ЗИЛ и залажу на борт. Последний раз я так ездил в студенческом колхозе под Борисполем, в 1989 году, и мне не понравилось. Но я мужик, и я не прохлаждаться сюда приехал, а идти тропою испытаний, типа. Достаю прикольную ярко-желтую ветровку (тоже подарок ИнАУ). Добрый приятель настоятельно предлагает мне шапочку (типа "пи...рка"). Дай бог ему здоровья, а то замерз бы к черту.

    Как кто разместился. Начнем с УАЗика. Люди вдоль бортов на лавках, в середине - вещи. В прицепе - куча сумок, пристегнутая крест-накрест двумя эспандерами (эластичный круглый жгут с двумя крюками на концах).

    В грузовике всё гораздо эротичнее. В кабине - зам. командира и две самые младшие девчонки. В кузове - еще 10 человек, гора рюкзаков и катамаранское железо. Железо лежит вдоль бортов, на нём сидят. Сидеть можно и на рюкзаках, но, как предупредил командир, только каждый на своём, чтобы не было эксцесов. Моя поза в грузовике - полу-лёжа, мне совсем не видно дороги, зато видно небо и ветки деревьев. И с этого неба потихоньку начинает идти дождик. А мы валим 40-60 км/ч по этой условной дороге. Как и где мы ехали, я видел плохо. Несколько раз нам встречались какие-то деревянные мосты из брёвен, или может это гать (настил брёвен прямо по болоту). В таких местах мы крались очень медленно. Кроме дождя очень скоро добавлся еще один сюрприз - ветки деревьев, чиркающие сидящих по голове. А кто самый любопытный - получает веткой прямо в лобэшник.

    Ветер дует, дождь моросит, всё трясется... Романтика, одним словом. Но вот что-то меняется: из одного рюкзака выпадает 2-литровая бутылка с пивом "Оболонь Соборне", которое не допили в поезде. Пустили по кругу, многие отказались - холодно. Мне холод не помешал попить пивка, к тому же из-под клапана соседнего рюкзака я достал синтепоновую курточку и укрыл ею колени.

    После пива сразу жизнь стала веселее, и - чудо - на меня из кучи шмоток смотрит гриф гитары! Вынимаю из чехла это чудо советской деревообрабатывающей промышленности. Лады больно царапают пальцы, торчат на разной высоте. Струны металлические, относительно новые. Слышно гитару плохо, голос - не лучше, но с удовольствием покричали разные шлягеры типа "Про шофера", "Бременских музыкантов", "Я в весеннем лесу...".

    Через час остановились посреди лесной тропы. Спрыгнули с борта. В кустах стоит открытый жигуль-четверка, чуть дальше тропинка, полянка, двухместная брезентуха с полиэтиленовым тентом, костёр и озеро. В палатке - зычный храп двух браконьеров. Назначение остановки - писиминутка, и проверить как там наш УАЗик. А его уже давненько не видно было. Но вот появились фары, он подъехал, оказывается - тяжело ему с перегрузом по кочкам прыгать. Пересадили пару человек к нам на борт. Буквально сказка про рукавичку - поначалу и пятерым места было мало, а теперь 12 мужиков набились.

    Еще час дороги без приключений. Только начали мерзнуть пальцы и я гитару вернул в чехол, и тут остановка. Поскольку я лежу, мне ничего не видно, а ЗИЛ тем временем, оказывается, разворачивался на этой лесной тропинке. И выгружаемся. Прямо на дорогу. Подтянулся УАЗик и тоже начал выгружаться. Машины уехали в лес, командир с помощником сходили по тропинке в другую сторону, и вернулись довольные - есть место для ночевки, перебрасываем туда весь груз, а завхоз с помощницей пересчитывают добро, чтобы ничего не забыли.

    Найденное место - это, как видно, продолжение автомобильной дороги. Но, при здешнем оживленном трафике, на дороге можно смело стоять до следующего дня, когда проедет очередной поезд на Мурманск.

     

     

    Первая ночевка, первый переход

    Мой сосед по палатке - племянник приятелей, 14 лет. Он умеет ставить нашу палатку, а я пока помогаю натягивать тент над всеми нашими сумками, и быстренько одеваюсь по погоде. Это, прежде всего, камуфляжный гольф с рукавами и высоким горлом - вместо футболки, спортивные штаны из советского шерстяного трикотажа, поверх них - непромокаемые штаны-мембрана из комплекта ходовой одежды фирмы BASK, вместо болоневой ветровочки - куртка с капюшоном из того же комплекта, и зимняя вязаная шапочка. Вот такое, блин, хреновое лето.

    По правилам похода рюкзаки в палатку не заносят, они ночуют на улице, накрытые специальными чехлами, или в больших полиэтиленовых кульках. Эта схема удобна, поскольку чехлы такие должны быть у всех (в водном походе гидроизоляция вещей делается многоступенчатой), и не во всех палатках есть просторные тамбуры для таких объемных вещей. Но эта же схема весьма подпортила нам настроение в конце похода. Об этом позже, а пока похвастаюсь, какой я сделал чехол своему рюкзаку.

    Во-первых, для вещей я купил два настоящих 30-литровых гермопакета фирмы "Tatonka". еще на всякий случай взял два рулона самых плотных мусорных кульков - на 35 и на 160 литров. Но я понимал, что мусорный кулек не спасёт рюкзак при падении в воду. Он обязательно зацепится, надорвётся, или наберет воды через бракованный шов. А рюкзак мой - "Алтай", Солнечногорского механического завода, изготовленный в 1989 г., имеет объем более 120 л, и готовых гермопакетов на него нет. А если бы и были, то стоили бы не меньше 200 грн. И я сделал сам. Купил 3 метра полиэтиленового рукава, плотного-плотного, разрезал на 2 рукава по полтора метра, и с помощью монтажных стяжек (которыми провода собирают в жгуты) сделал два вместительнейших крепеньких гермопакета. Обошлись мне они в копейки.

    Но вернусь к обустройству первого ночлега. Еще только 2 часа ночи, а палатки стоят, рюкзаки накрыты, тент висит, дети спят. командир сказал, что это супер удачное начало, и взрослым захотелось чайку. Развели костер, достали котелки (самодельные параллелепипедные "матрешки" - 10, 15 и 20 л), и вот греется водичка, а мы, стоя (в походе - как на фуршете, и ешь и пьешь обычно стоя), допиваем у кого что лишнее осталось с поезда. Даже что-то погрызть принесли - что недалеко было спрятано. Весело пообщались, сходившие направо и налево вернулись с первыми грибами (мы ночью собирали грибы, это правда!), и примерно в пол-пятого мы разошлось спать, решив, кстати, что жить будем по киевскому времени аж до последнего дня.

    Сюрприз! Спальный мешок, одолженый мне коллегой, имеет тип "кокон". Я смог залезть в него, но не могу в нем поворачиваться! От неудачных попыток замок почему-то оказывается подо мной, а капюшон - на лице. К тому же мне твёрдо, хотя мой каремат на 3 мм толще, чем стандартный ижевский из пенополиуретана. Я не могу уснуть, по палатке стекает дождь, алкоголь выветривается быстро, у меня начинает мерзнуть нос - и я становлюсь чересчур серьезным. Главная мысль - да нахрена я поперся в этот поход?... Пять минут аутотренинга, я перешел на более глубокий уровень своей серьезности, мысли стали позитивнее (а может я просто окончательно протрезвел) - и уснул.

    Проснулся от холода! 8:30 по киевскому времени, до подъема - пол-часа, а лежать больше нет сил. Всё тело болит от неудобного спанья. Медленно и со скрипом покидаю палатку. Дождь, кроссовки под тентом влажные, дикий холод, и я не знаю - чем себя подбодрить. Ночной вопрос ("нахрена, собственно?") снова вышел на первый план. Я достал резиновые сапоги-болотники, 2 пары толстых носков, напялил всё это на себя и пошел в кусты. По дорогое рассматривал флору. Она состоит из мха, лишайников, кустиков, болезненно выглядящих ёлок и сосен. Фауны нет, нет даже комаров.

    Полегчало. А когда там завтрак? А скоро - уже чего-то кипит (каша), чего-то жарится (сало с луком) и готова какáва - кофе со сгущенным молоком, три консервные банки на 15 литров. Сладко и тепло, и есть вкус растворимого кофе. А в кашу добавляют две пол-килограммовые банки тушенки. Да бутербродик с колбасой, и две печенюшки... Хм, а пайка получается неслабая такая... Мои приятели радуются - после похода в 2003 году они ожидали пюре из мивины и растворимый бульон из кубиков.

    Ну пожрали - идем мыть посуду. За кустами есть какой-то водоём, оттуда и вода, кстати. Нда-а. Болото болотом. Ноги проваливаются, чуть перемешал воду - поднимается муть. Какие-то жалкие тростинки торчат из воды, камышы что-ли недоразвитые? "Песочком потереть" не удаётся - песка-то нет, одна грязища. Беру маленькую сосновую веточку и мóю тарелку такой себе щеточкой. Замечательно, так и буду делать весь поход. А теперь отхожу на 3 метра от того, что я там вскаламутил, умываюсь и чищу зубы. Сырая вода на вкус - вкуса не имеет. Как после угольного фильтра.

    Собираем катамараны (каты, как называют их российские туристы). Каркас - многосуставный, из дюралевых труб с защёлками. Палуба - три идеально ровных сосновых ствола, уложенных вдоль и примотанных резиной, а на них натягивается кусок прорезиненого брезента. Плавучие части называются гондолами и состоят из надувной резиновой камеры (в форме напалмовой бомбы) и собственно гондолы - более-менее крепкого дермантиново-резиново-брезентового чехла для камеры. Камеры выглядят как новые - в тальке, а вот гондолы - жалкое зрелище. Выцвевшие, в латках, многие швы перешивались. Гондола цепляется к каркасу длинной шнуровкой. Веревки для шнуровки вообще мрачные - их много, но половина драная, с узлами где попало, и шнуровать ими - то еще удовольствие. Однако собранный и накачанный кат выглядит весьма солидно и подозрения не вызывает. Цепляем к нему руль - дюралевое весло резиной крест-накрест к раме - и можно в путь.

    Мы собрались одними из первых и двинули на воду. На кат укладываются и пристегиваются эспандерами четыре рюкзака по углам, на них сидят гребцы. Пятый рюкзак - под рулевым. На больших катах может находиться еще один член экипажа, но без весла. Всю оставшуюся часть палубы занимают сумки. Они большие и тяжелые. Самые тяжелые, по два пуда, это хлебные и рис-крупа. Раздачей сумок занимается завхоз. Она контролирует вес груза с поправкой на вес членов экипажа, чтобы у всех было примерно поровну.

    Совершенно не уложились мы в отведенное на сборку катамаранов время, и пришлось обедать. Обеда я не помню, но после него захотелось спать.

    А дождь, между тем, закончился. И мы делаем пробный заплыв - первый марш-бросок всего на полтора часа. Привыкаю сидеть и грести на одну сторону. У меня специальные кожаные перчатки, без пальцев, но с уплотненной ладонью, и весло мне руку не натирает. Гдести симметрично и вместе пока на получается, наша рулевой (рулевая) ворчит на нас, а мы на нее.

    Тучи разошлись, из них вылезло "чухонское солнце" и открылось северное небо. Не синее, а бледное, какое у нас бывает только в декабре, с низкими-низкими тоненькими облачками. Оно отражается в широкой ровной воде заливчика, и черная вода видится такой же бледно-голубой, как небо. На воде открылись желтые и белые кувшинки, там и сям торчат группы гладких камней, как в японских садах. Невысокие облезлые ёлки в солнечном свете стали яркими оранжевыми с зелёным. Ветра почти нет, звуков нет, только бульканье наших вёсел. И я начинаю прозревать. Я начинаю физически чувствовать, как у меня открываются глаза, как вдвое увеличивается объем лёгких на вдохе, и как от каждого вдоха правильные микровольтовые заряды безжалостно мочат во мне "всё то, что душило нас пыльною ночью..."

    И я вспомнил, зачем я сюда ехал. Да, именно за этим. И я его нашел.

    * * *

    Но особо долго пускать пузыри и копаться в себе некогда. Мы ж на катамаране, гребём, куда попало, итить его.. Вот и на камень сели правой гондолой, нужно слезть, а там глубоко, можно аж в болотники набрать!

    Из залива выходим на просторы Пильдозера. Мы должны пройти через него и попасть в речку Воньгу. А что это там серенькое белеет на горизонте под лесом? Вроде как слабенькие спышки от фотоаппарата, но слишком регулярные. Ага, это байдарочники - блестят на солнце своими дюралевыми веслами. Много их, и все разные. Командир сказал, что это будут наши конкуренты в борьбе за хорошие стоянки. Маршрут по Воньге всего один, а байдарочники явно быстроходнее нас.

    Ну мы поднажали, а байдарочники притормозили - у них параллельно была рыбалка - и мы пришли на стоянку первыми.

    Почему стояночное место так важно? Почему нельзя стать где попало? Оказывается, что в этой необъятной тайге далеко не везде можно нормально причалить шесть катамаранов и поставить девять палаток одной группой, причем желательно на ровном и сухом. Кроме того, стояночные места - это уже сложенный камин для костра с установленными массивными рогатинами, камин для бани, а кое-где даже лавки, столы и навесы. Обустройство лагеря на таких подготовленных местах - минутное дело.

    Наша вторая стоянка была на мысу у истока Воньги, где она вытекает из Пильдозера. Мысок покрыт густым лесом, который у берега редеет. В лесу там и сям накиданы валуны, между которыми, впрочем, запросто нашлось место для палаток.

    Процедура обустройства лагеря - неизменный ритуал, который был нарушен лишь единожды. Обычный порядок таков: с катамарана снимаются личные вещи, каждый столбит место для своей палатки, кинув рюкзак и спасжилет. Затем катамараны разгружаются в место, которое указал командир. Над этим местом растягивается тент. Для этого с одного из катамаранов снимается чалка, она протягивается между двумя "капитальными" деревьями над складом и образует "конёк". Края тента растягиваются обычными веревками за что попало. Затем группа желающих, обычно мужчин, отправляется за дровами. Иногда - на катамаране на другой берег. Остальные занимаются своими палатками, а затем благоустраивают лагерь по мелочам - организовывают места для сидения, натягивают над ними и костром второй тент, организуют альтернативный костер (для просушки, например).

    В личном благоустройстве тоже есть определенный порядок. Сначала ставится палатка, в нее вкидваются карематы и спальники, и затем - переодевание в стояночную одежду, которая в рюкзаке надёжно спрятана от воды.

    Дрова несут (везут) из леса не в готовых чурках, а в виде стволов сушины и веток. Их нужно еще пилить и рубить. Каждый мужчина обязательно участвует в этом процессе - работы хватает на всех (группа-то немаленькая, и пожрать-попить, и у костра посидеть все любят). Командир даже ухитрялся приобщать к процессу мальчиков и девочек. Мальчиков он учил рубить, а девочек - пилить, рассказывая им прибаутки про любовь финских парней к работящим славянским девкам.

    Немного о пилении. Познакомился с цепной двуручной пилой. Похожа на разомкнутую велосипедную цепь, где некоторые звенья с зубьями. Можно пилить одному, обхватив цепью ствол, можно вдвоём, что тоже удобно. Молотит она, я вам скажу, как бобёр. При этом незаменима в туризме - весит пол-кило и умещается в кармане.

    Как только появляются дрова, дежурные приступают к кулинарным делам. У остальных до команды к приёму пищи - свободное время. Можно записать двадцаточку, почитать, попугать оленей (в смысле - вдумчиво сходить в лес), или порыбачить.

    В лес мне пока не хотелось, пошел поблеснить. С трудом восстановил навыки заброса с инерционной катушкой (шутка ли - 18 лет не рыбачил!). Выловил кучу травы и тины, и, устав за 20 минут, вернулся в лагерь - поменять спиннинг на фотоаппарат. Фотоохота мне всегда нравилась больше.

    У других рыболовов успехи были получше: один с берега наловил на маленькую блесну окуньков, группа рыбаков на катамаране после ужина наловила более 5 кило всякой всячины, в том числе и несколько мелких щук. И наловили бы больше, но дико замерзли. Действительно, после 11 вечера темнее не становится, но резко холодает. Мы еще два часа наблюдали за тенью и светом, не могли оторвать взгляд от севера.

    * * *

    Следующий день был первый полноценный день похода. Командир объявил такой распорядок: подъём в восемь, завтрак в девять, отход в десять. Так и было - после завтрака свернули лагерь, погрузились на каты и поплыли по реке. Река начинается с небольшого симпатичного порожка, поэтому на катах было по 2 члена экипажа, а остальные пошли 150 метров вдоль берега. Это был мой первый порог. Ничего особенного - проплыли, сели на камень, слезлив воду, снялись с камня, запрыгнули и снова копаем, зацепились, развернуло, выровнялись... Только физически это тяжело. Даже в воде ходить, перемещаясь между скользкими камнями, с непривычки трудно. Еще удивляет, как такая маленькая струйка воды крутит груженный катамаран, словно это надувной матрац.

    После порога экипажи расселись по своим катам и полным составом продолжили путь. Затем были еще пороги, где мы постоянно садились на пузо, а через час мы вышли в Синдамозеро, и по водной глади с одной остановкой на писиминутку домчали к обеду до следующей стоянки. По дороге катамараны начали получать от командира свои названия. Наш стал "Бегущим кабанчиком", кто-то удостоился имени "Скажена черепаха", а девочки свой катамаран назвали сами - "Тортик". Так им было приятнее. На писиминутке, кстати, выяснилось, что "Тортик" малость расклеился - старая гондола начала разлезаться под рамой спереди и камера грозила выдуть ввер эдакую грыжу. Зампотех сказал, что гондолу будем менять (есть запасная), но эту всё равно прийдется делать. Я довольно равнодушно отнесся к этому происшествию, чужая гондола - не наш головняк. Эх, я еще вспомню их маленькую дырочку...

    * * *

    Стоянка "у столба". Это совершенно барское место, практически Пальма де Мальорка. Длинный широкий песчаный пляж (правда заросший рогозой), огромные площади для палаток, футбольное поле с воротами, баня, кострище (как полагается - каменной кладкой закрыто от ветра с воды) и два столба, от которых стоянка получила свое название. Два засохших от старости дерева, одно из которых нерадивые туристы завалили и попилили, а на остатках оставляют свои памятные знаки: бочонок из-под Карлсберга с афтографами питерцев, дюралевый руль от "Таймени" с отчеканенным "Могилёв - 2005", сигарета в закрытой пластиковой бутылке, гламурненькие стринги, растянутые между сучкáми - в общем, у кого на что фантазии хватило.

    Географически это место - длинный полуостров между Синдамозером и Мурамозером. От нашей стоянки идёт 400-метровый волок с северного на южный берег полуострова, который экономит около 10 километров не очень приятного водного пути, состоящего в основном из шиверы - широкой мели, усыпанной камнями.

    После разгрузки катамараны, вытащенные на берег, по команде командира были подспущены, чтобы не лопнули, нагревшись на солнце. Мы свой не вытаскивали, но тоже слегка подспустили. После обеда мы с приятелями мирно пили спирт с копчеными кальмарами, как вдруг приходит член нашего экипажа и сообщает, что наш "Кабанчик" лопнул!

    ╗-мое, полутораметровая дыра сбоку по шву, и из нее торчит грыжей почти вся камера... Перегрелся таки. При том, что стоял в 10-градусной воде и я его лично подспускал. Хорошо, что весь завтрашний день мы стоим (днёвка), поскольку занятие на весь день уже имеется.

    Не знаю почему, но я добровольно взялся шить гондолу. Мне был выдан сапожный крючок, капроновая нитка (или, скорее, верёвка), циганская игла, пасатижи. Зампотех показал, как шить - сделал первые 5 сантиметров. Дальше я попробовал сам. На 10 сантиметрах я ухитрился трижды порвать нитку-веревку и проколоть себе палец в двух местах. Меня нещадно грызли оводы и слепни, и, проковырявшись час и сделав всего пол-метра, я озлобился и пошел мыться и бриться. И больше к катамарану не возвращался.

    Вечером была баня. Зампотех несколько часов топил банный камин, потом огонь засыпали песком, растянули сверху специально склеенный кубиком полиэтилен - и пошла жара. Как на мой вкус, под тентом совсем мало места, особенно чтобы махать веником, и изрядно пахнет сажей (ну да, баня-то по-черному). Но, хорошо нагревшись, можно спокойно помыться в ледяной воде озера.

    Последними парились рыбаки, которые притаранили немало щуки, и у нас был барский ужин, растянувшийся с 9 вечера до самого утра.

    Сначала - уха. Сварили мелкую рыбу, выбросили ее нафиг, положили в ту же воду мясо щуки. Окуней и плотву разделили поровну на копчение и жарку. Коптильня, которую мы везли с собой, сделана из армейского термоса - круглого бака ёмкостью под 50 литров, нехитрым способом: вверху бака вставлена решетка, а в некогда герметичной крышке - несколько дырок. Копчение выглядит так: на дно бака кидают стружку какого-нибудь лиственного дерева, например молодой осины, на решетку выкладывают выпотрошенную и посоленную рыбу, бак закрывают крышкой и ставят на слабый огонь или угли на пол-часа. Через пол-часа все дружно хрумтят вкуснотищей. Жарили наиболее мелкую рыбу (с ладошку) - соль, мука, олейна, два противня, огонь. Получилось объеденье - ели прямо с плавниками и хвостами. А несколько щучек пошли на рыбу Хе. Делать ее командир научился у корейцев, почему-то в Каракумах. Чтобы объяснить по-простому, рыба хе - это вкусная маринованная рыба (уксус у нас тоже был).

    "Як по╖ли, то й запили - а значить засп╕вали", как пелось у Брат╕в Гадюк╕них. Пили водку, спирт 70%, спирт 96%, спиртовую настойку на смородине, командирский прошлогодний самогон ("Слабая была тогда команда - не осилили даже поллитру"). Всё это делалось под гитару (я таки оказался единственным музыкантом). Коптили рыбу трижды, пожарили 4 противня. Молодежь отпустила меня в пол-пятого утра, а сами еще бесились, ржали как кони и бегали по лесу.

    Перед сном я по малой нужде отошел в соседнюю бухточку ("налево", оказалось, ведёт к воде). И обомлел от красоты, забыв, зачем пришел. Так и не зашедшее толком солнце уже показалось над ёлками дальнего берега, и весь север был ярко малиновым. Вода была ровной, как зеркало, и добавляла 100% видеоэффектов. Хотелось вернуться в палатку за фотоаппаратом и снимать панораму, но я был истощен молодежью, и отправился спать.

    * * *

    Поспал 4 часа, и малая нужда меня разбудила. Наверное, не нужно было столько пить ночью? Ворочался, ворочался, пришлось вставать, одеваться в тёплое, выходить из палатки... Какой уж тут сон, никакого сна. Рыбаки собираются на рыбалку на катамаране, а я пошел шить дыру в своём судне. Успел прошить еще 10 см, и обратил внимание, что командир ищет напарника на другой катамаран для рыбалки (одному - грести невозможно, а больше двух на одном кате - плохо спиннинговать). Я предложил ему свою компанию, одел сапоги, взял снасти - и рыбачить.

    Вот теперь я подробно опишу нашу карельскую рыбалку. Сценарий всегда был одинаковый. Нужно отгрести от берега и найти относительно глубокое место. Нацепить на удочку червяка (рыбаки везли с собой много червя) или теста (муки - валом) и закинуть. Через несколько секунд на крючке будет сидеть плотва. Если она приличного размера (больше ладони) - идёт в кулёк. Если маленькая - ее нужно бахнуть о палубу, отрезать хвост, нацепить его на крючок и снова забросить. Через минуту на крючке будет окунь. Мелкого окуня отпускаем, крупного - в кулёк. Кстати, самый большой окунь, выловленный на удочку, весил больше пол-кило. Когда хвост изрядно измочалится, берем плавник от первой плотвички. Когда она вся заканчивается - снова цепляем тесто и ловим новую. Бывали, конечно, и парадоксы. Однажды мелкий окунь поймался на тесто, а крупная плотва взяла блесну.

    Да, о блесне. Я бродил вдоль камыша, и кидал небольшую тяжелую колебалочку "Kasmaster", нацепив на тройник хвост от плотвы. И примерно на пятом забросе (я еще устать не успел) прямо на краю камыша взяла щука. Взяла надёжно - крюк и в верхней, и в нижней челюсти. Она почти не упиралась, я ее спокойно выволок, но вот снять без инструментов мне было трудно. Гадкое животное искусало меня до крови.

    А один из рыбаков устроил охоту на щуку прямо между причаленными катамаранами. Она стояла прямо в ближайших камышах. Охотник подошел вплотную, кинул силиконовую рыбку на три метра, подтащил... удар! Силиконовая рыбка осталась без хвоста. Второй заброс - еще удар! Есть. Щука, не меньше моей, была поймана буквально между сапогами.

    * * *

    В связи с гулянкой всю предыдущую ночь, туристы просыпались неохотно, и завтрак был подан необычно поздно - в 11 часов. После завтрака меня ждал мой "Бегущий кабанчик" с дырочкой в правом боку. Руки уже все поколоты и искусаны щукой, тем не менее, процесс пошел. Меня морально поддерживали "свои" и "чужие" подростки, приходили посидеть рядом и пообщаться. Когда шов был закончен, результат не понравился ни командиру, ни зампотеху, и мне было рекомендовано этот шов усилить местами. Еще пол-метра наложил и посчитал работу оконченной. Члены экипажа заправили камеру, накачали, перешнуровали гондолу, и мы сделали пробный заплыв туда-сюда на 100 метров. Вытащили, сдули наполовину - и со спокойным сердцем предались развлечениям.

    Тропа испытаний

    Шить дыру в катамаране - это просто нудно. А 1 августа стало днем настояших карельских испытаний.

    Был обычный ходовой день. Подъем, завтрак, перенос инвентаря, провианта и катамаранов через волок в Мурамозеро. В 10:30 отходим. Гребём, песни поём, играем в перегонки с "Тортиком". Через час нас начинает сопровождать странный гром. Учитывая, что танковых полигонов в этой тайге нет, понимаем, что это с неба. И действительно, начинает напрапывать дождик. Одеваем резину - непромокаемые ветровки.

    Начинаются пороги. Название первого я запомнил - Сюрприз. Он действительно появляется за поворотом совершенно неожиданно, и сразу тянет в стремнину, где симпатично разместились камни, между которыми не проскочить. Но это счастье мне не сдалось - порог мелкий и каты проводят по два члена экипажа, а моя очередь обходить по берегу.

    Иду, ему чернику, голубику, морошку (морошка гадкая - ватная, водянистая, никакая). А дождь усиливается. Возвращаюсь на катамаран - а на моем рюкзаке уже стоит лужа. Впереди еще несколько часов хода и два порога. С неба - ливень. У меня полностью промокла шляпа (хоть и под капюшоном), затекло в рукава в процессе махания веслом, кроме того, снаружи очень холодно (идёт пар), а внутри - жарко, ибо весь в резине.

    Два следующих порога я проходил на катамаране. Из-за дождя невозможно читать фарватер, поэтому были постоянные зацепы, развороты. Напор воды сильный, и мы практически все набрали воды в свои болотники. Во втором пороге был участок с останками деревянного моста с одной центральной опорой в виде избушки. Сливы справа и слева от опоры, причем слева мост цел, и мы под него не пролезем по высоте, а нас несёт именно в этот слив. Несёт так, что вырывает весло из рук. Опора моста - гнилые брёвна со щепками и, кажется, огромными дореволюционными коваными гвоздями. Вдвоем мы с огромным трудом удержали катамаран, стоя по пояс в воде, и запихнули-таки его в правый слив, не порвав об опору.

    Ливень не прекращался почти 4 часа, а скорость движения сильно упала, поскольку пороги проходить стало очень трудно. И командир дает команду экстренно чалиться на каком-то заросшем мхом берегу с малюсеньким местом для стоянки. Выгрузка, общий тент, установка палаток на мокрый мох, прямо под ливнем... Старались ставить вчетвером - двое держат тент, двое собирают под ним палатку. Но это не помогло - внутренняя палатка всё равно стала мокрая.

    Мы везли с собой часть дров - это такой обычай, наверное. Чтобы, пока отряд ищет дрова на новой стоянке, дежурные уже могли готовить еду. Дежурными, кстати, был наш экипаж. Дрова, что мы везли под ливнем, оказались почти сухими в сравнении с тем, что лежало в лесу. Ну а береста горит даже мокрая, поэтому проблем с костром не было.

    К костру сразу потянулись туристы. Я с рюкзаком под большим тентом переодевался. Моему примеру последовали и другие, чем вызвали недовольство командира. Он велел детям не устраивать у главного костра секондхенд, а развести другой костер под тентом и переодеваться-сушиться там.

    Как только закипел чай, командир в приказном порядке каждому в кружку чая набулькал что-то из своей фляги и велел обязательно выпить. Особенно контролировал, чтобы выпили дети и подростки. Они, в основном, морщились и закатывали глаза, но командир был непреклонен. Позже, на последней стоянке, когда мы допивали командирский НЗ, выяснилось, что это просто 96% спирт, как у всех, а детям он наливал в чай совсем капельку... И еще он был очень рад тому, что никто, даже экипаж "Тортика", во время ливня за 3 часа не скулил, не ныл, и хоть хмур был и зол, но - шел.

    * * *

    Сушилка получилась знатная. Так обычно представляют улицы в каком-нибудь Шанхае: куча веревок на разной высоте, где сушится море разноцветного шмотья. Вот так было и у нас. А вокрук костра на камнях разложены сапоги. Я из своих сапог вылил воду, вывернул и тоже поставил в метре от костра, а по мокрому мху бегал в старых кожаных кроссовках.

    К вечеру дождь перестал, на противоположном берегу закопошились ондатры - у них там куча нор с речным транспортным сообщением. Я в сторонке покидал блесну - без толку. У других тоже улова не было. Пока я блеснил, в альтернативный костер подбросили дров и уронили мои сапоги, нехорошие люди с кривыми руками! Они оказались завернутыми голенищами к огню, и вот: на правом сапоге - три мелких дырки в голенище на уровне колена! Грязно ругаясь (про себя), я беру у зампотеха ремнабор - резиновую латку, клей, растворитель, наждак. Главную дырку, имеющую корявые края, заклеиваю латкой, маленькие - широким скотчем (тщательно раскатывая его ногтем). На ночь оставляю латку придавленной камнем. Завтра поглядим, что получилось. Оказаться в ледяной воде в коротких сапогах мне совсем не хотелось. Хотя, забегая вперед, скажу, что к концу похода вода в сапогах стала совершенно привычным явлением, которое даже не раздражало. Главное, как я понял, не мерзнуть - а у нас всегда с собою было.

    Посидев у костра после ужина, разошлись спать по мокрым палаткам.

    * * *

    Всю дорогу мне снились яркие, длинные и запоминающиеся сны. Я помню их до сих пор, это очень странно.

     

    Оздоровительный лагерь

    Настал новый день, 2 августа. В 7 утра снова дождь. "Давно не было", точно подметил командир. Собачий холод, я одел на себя всё, что было сухим. Но к 10, когда нам нужно было выходить, небо прояснилось. Одеваемся в ходовую одежду, а она у меня почти не высохла. Но - лучше мокрое, чем палёное, говорит таёжная мудрость. Носки грею на костре, одеваю мокренькие, но теплениькие, и - в путь.

    Путь не сложный и не длинный, проходим поперек Пильдозера и идем в озеро Гагарино на ту стоянку, до которой не дошли вчера. Это заняло от силы 2 часа. Стоянка знатная - большущая, есть всё, даже стол с лавками и холодная коптильня. Будем стоять завтра целый день. Погода хорошая, солнце и ветерок, всё хорошо и быстро сушится. Вокруг стоянки - чисто хвойный лес, за лесом - поляны иван-чая, за полянами - останки какого-то поселения: заросшие мхом и травой каменные фундаменты капитальных сооружений. За ними - бескрайнее болото. Нам туда не надо.

    Вечером снова любовались северным небом, пели песни. ночь была ясная, и такой холод, что в 5 часов утра я почувствовал, что замерз в спальнике, пришлось одеваться. Какая-то дыра атмосферная проходила через нас, что-ли?

    * * *

    А в 10 утра было тепло, как ни в чем ни бывало. Ветра нет вообще, и наконец-то прилетели комары с мошкóй в ощутимом количестве. Кусают в руки, шею, щеки. Но я не чешусь и не мажусь пока - нервы тренирую. И получается.

    * * *

    Дневная программа была такова: мы с приятелями на кате уплыли тренироваться на "учебный" порог, который рекомендовал командир, а заодно и порыбачить. Остальные, кто не тренируется, были припаханы к дополнительной заготовке дров (в распиловке позже участвовали все), сбору ягод и изготовлению оладий с черничным вареньем. Оладьи делались из муки, воды, масла и дрожжей, и получилитсь ничуть не хуже, чем дома, хотя в тесте не было яиц.

    Как мы катались на учебном пороге. Он был в конце оз. Гагарина, короткий (не больше 200 м) и несложный. Вдоль него можно было более-менее нормально тащить кат обратно, что мы и сделали трижды, пройдя порог разными составами.

    Это был первый раз, когда я на воде осмелился взять с собой фотоаппарат. Поэтому у нас состоялась выездная фотосессия, в которую попали и представители фауны: взлетевший из гнезда беркут, красная лягушка, какие-то жучки, у которых был секс-момент на листике кувшинки.

    Вечером снова коптили много рыбы в своей горячей коптильне и в стационарной холодной. Холодная коптильня представляла из себя двухметровый подземный горизонтальный тоннель, идущий с берега и выходящий наверх отверстием примерно 60-70 см в диаметре. В отверстие вставлена решетка для рыбы. На входе тоннеля разводится огонь, затем, когдаостаются угли, добавляют щепки подходящих деревьев (для дыма) и выкладывают просоленную рыбу на решетку. Там она коптится тёплым дымом. При необходимости угли можно поддувать жабой - ножным насосом. Честно говоря, это не промышленная технология, и результат был не очень - вареная рыба с дымком.

    * * *

    Следующий водный переход был тоже не длинный. Готовились к худшему - с утра трижды начинался дождь. Мы прошли всё озеро Гагарино, через наш учебный порожек вышли в Столбовое и спустились из него через порог Кривой.

    Кривой - длинный порог, состящий из трех участков, общей длиной около 800-900 м. Русло реки резко сужается, образуя сильный поток, в котором раскиданы здоровенные валуны, между которыми нужно выбрать маршрут для ката. В принципе, вода глубокая и командир разрешил идти всем экипажем. В первом участке мы правильно прочитали фарватер и почти без зацепов вышли (точнее, вынеслись) на вторую ступень. Дальше скорость течения еще увеличилась и, как мы ни копали, не смогли обойти один валун. Но нас струей пронесло через него, и, свалившись в бочку,мы потеряли заднего правого члена экипажа! Он мало того, что упал за борт со своего рюкзака, так еще и зацепился ногой за веревки гондолы, и не мог освободиться. Мы полоскали его еще метров десячть, пока специально не сели на другой большой валун. На всё это смотрел с берега командир и беззвучно шевелил губами...

    Третий участок порога - широкая мелкая шивера. Чтобы не рвать и без того чахлое днище нашего "Кабанчика", все, кто был в болотниках, сошли в воду и просто провели кат руками. В общем, за десять минут порога мы устали, как за весь день. Но мы дошло уже - командир показывает стоянку прямо за порогом.

    Не успели еще некоторые поставить палатки, как у рыбаков пошла охота на щуку. Один из младших туристов (13 лет) вытащил на воблера (дорогая блесна) здоровую такую щуку, больше 2 кг. Через пару часов еще одну вытащили на кружок (стационарная снасть с живцом). А с третьей не сложилось - она оборвала к чертям капроновую веревку, которая вместо лески была на кружке. Увидев такое дело, командир с серьезным лицом предложил рыбакам взять на следующий раз немного парашютной стропы.

    * * *

    Учитывая скорость нашего движения и оставшийся маршрут, командир распорядился стоять два дня подряд. Пришлось придумывать себе культурную программу. Меня потянуло на подвиги, и под номером один мы записали повторный тренировочный проход Кривого порога, вроде как мало нам показалось - не все купались.

    Самое развлечение - это тащить катамаран вверх вдоль берега, где только узкая тропинка. Тащить вдвоем, т.к. вчетвером никак не поместиться. Я бессменно тащил спереди, положив кат на загривок. Сил хватило, но затылок болел на следующий день.

    Пока топали, навстречу сплавляется каяк одноместный. Пройдя две ступени, гребец причалил, выпрыгнул, подхватил одной рукой своё суденышко и бодро побежал наверх. Мы крякнули, и ме-едленно двинули за ним, напевая "Дубинушку".

    Зато как славно мы прошли порог на пустом кате! Никто не выпал, первый раз зацепились только в конце второго участка, а на третьем мы просто сделали остановку посреди мелкой шиверы - загорали, перекусывали и пили за спортивные успехи.

    Вторым развлечением стал поход за грибами. Так развлекались почти все, и в итоге у нас было очень много грибов. Их варили, жарили, делали подливу, фаршировали и мариновали с луком. Ведро маринованных грибов мы ели три дня. Таких вкусных я никогда не ел.

    Вечером один из рыбаков сделал еще одно барское блюдо. Из двух больших щук вырезали хребет и ребра (они пошли в рыбный суп), туши без голов посолили, нафаршировали специями и луком, завернули в фольгу и положили в угли. Что получилось через 20 минут - вах... Это надо видеть, это надо нюхать. Пять кило деликатеса слупили в пять минут, и даже фольгу вылизали.

    * * *

    7 августа. Хорошо отдохнув два дня, двигаем дальше. Хорошая погода, отличное настроение, сложных порогов нет, в паре мест мало воды - приходится часть экипажа отправлять в обход. по дороге встречаем большую группу байдарочников и уже знакомые нам катамараны, здороваемся.

    К хорошему настроению потихоньку подмешивается усталость. И правда, ветер с юга и юго-востока, совершенно не в тему. Вот что-то уже и руки не копают, и спина печет, и песни петь не хочется, а флагманский катамаран упрямо идет вперед. А мы - за ним. На ходу дозаправляемся горючим (из походной бутылочки).

    Выход был в 10 часов, уже 2 часа дня - что он себе думает?... А он думает просто: если мы остановимся на перекус, нас обгонят байдарочники и займут раньше нас стратегическую стоянку на волоке у Собачьего порога. И в результате мы безостановочно копали 5 с половиной часов. Высадились в нужно м месте - у волока. А волок-то нешутейный - сначала 150 метров в гору, а там, на сопке уже - стоянка. Каждый сделал три ходки в гору: с рюкзаком, с грузом, с катамараном (они тоже ночевали на стоянке).

    Мы шли прямо вслед за флагманом, и морально готовились высылать экспедицию по спасению отставшего Тортика. Но девчата на удивление бысто прибыли сами. Молодцы гимназистки.

    * * *

    Следующий день мы отдыхаем. К тому же, день рождения участницы похода - мамы нашего правого заднего члена экипажа. Девчата уходят за ягодами для торта. Мы уходим за грибами и погулять, а также сделать фотосессию на пороге Собачьем. Он красивый, большой, но абсолютно непроходимый для катамаранов: в самом ответственном месте, где всего один слив, сразу за сливом торчит поперек каменная плита. В начале и в конце порога на левом берегу стоят настоящие большие якоря. Еще я в лесу нашел оборванный стальной трос диаметром 5 см. Странно это. Неужели пару веков назад здесь была судоходная река? Быть такого не может. Загадка.

    * * *

    В обед мы принимаем дежурство, готовим ужин, инициативная группа заканчивает готовку двух тортов - коржи из теста, промазаны сгущенкой и ягодным джемом, присыпаны какао и шоколадом, украшены ягодами. А также уже годов жюльен - целый противень, 32 немаленькие порции. И это еще не всё: сделали пирожки с ягодой и с грибами.

    Поздравляем именинницу, один торт остаётся детям, с другим тортом взрослые уходят к альтернативному костру - выпивать. Выпили, запели песни, и дети, естественно, все тут же и прибежали.

    Гульбанили до часу ночи, потом я снова отпросился у молодежи. Полярный день ощутимо сократился - ночью уже темно, лишь север светится красным. А на юге взошла полная луна. Мы видим её первый раз за весь поход. Взошла она низко, так и не выбравшись из-за деревьев. И при попытке сфотографировать ее у меня вырубились аккумуляторы. Отметим для себя, что они продержались с 26 июля, то есть 14 суток. Ну, на оставшиеся пару дней мне точно хватит обычных батареек.

     

    Люди

    Ночь была на удивление теплая и нос не мерз. И утро было нехолодным. И встали все вовремя, вот только чего-то не хватает. Нет рюкзака одного. Того, что стоял под деревом, ближе всего к волоку. Быстро выяснили, что это никакая не дурацкая шутка. почему-то я сначала подумал про проходящих по волоку туристов, но до 8 утра никто ничего не волок, к тому же глупо это - тырить рюкзаки по дороге. глупо и опасно. ни при чем здесь туристы. Побежали вниз по волоку, и первый из бежавших почти сразу увидел синий пакет посреди дороги. С документами и гривнами. Баксов нет, рюкзака - тоже нет. А документы вернули понятно почему - зачем им неприятности с иностранным туристом, который не может покинуть страну, и, как следствие, с районной милицией и т.п. Воры ушли через реку в тайгу. Им достались кое-какие баксы, рюкзак, шлепанцы, "цивильные" штаны и компрессионный чехол от палатки.

    * * *

    Это событие подпортило настроение, а так, в целом, мы собрались и вышли по графику. Командир сказал - это последний ходовой день и он технически самый сложный. Впереди - порог Вякир, пятая категория сложности для байдарок, третья "у" -для катамаранов. А за ним - Ассу (байдарочная "четверка").

    Перед Вякиром, у очередного стального якоря, становимся на осмотр и инструктаж. Длина порога - почти километр. Самые простые участки Вякира равны самым сложным на том же Кривом. Условно можно разбить Вякир на два участка. И верхний, и нижний выглядят как кильватер быстроходного катера. Но верхний -поглубже, там есть интересное место с двойным водопадом. А в нижнем участке есть очень быстрый слив с поворотом и плитой. Кто не повернет вовремя - рискует сделать оверкиль. Прямо над этим местом на скале мраморная доска о том, что почти 20 лет назад здесь погиб байдарочник из Смоленска. Командир рассказал, что байдарочник шел первый в группе, здесь он пропал, а выловили его ниже деревни Воньга, в нескольких километрах. Река здесь действительно быстрая.

    Приказ первый: все несовершеннолетние идут пешком, совершеннолетние - по желанию. Приказ второй: в случае падения или оверкиля - вытаскивать сначала людей, потом груз, независимо от глубины воды и ценности груза. После первого участка обязательное причаливание в определенной точке. Всем идти с соблюдением дистанции: пока первый кат не причалит, второй не начинает. После каждого слива командир расставил крепких мужиков со страховочными концами Александрова, они были и регулировщиками движения (из-за поворотов реки весь порог не просматривался).

    Я же, по просьбе команира, стал на время официальным фоторепортером группы. Поэтому первый участок с двумя водопадами я не смог пройти - был занят.

    На втором этапе наш экипаж собрался (кроме малолетнего), и мы были единственным экипажем, который прошел самый сложный участок вчетвером. Командир позже сказал, что мы прошли чисто, но рисковали, т. к. я долго тянул с самым важным гребком, а когда гребанул (в самый нужный момент, как мне казалось), под веслом оказался камень, и первый гребок не вышел. Страшную плиту мы оставили по левому борту всего в паре сантиметров.

    * * *

    Ну, в общем, ужасы кончились, дальше моя очередь проходить целиком порог Ассу. Наш последний порог. Он тоже длинный, заканчивается в цивилизации - прямо под железнодорожным мостом. Он не опасный для жизни, но технически сложный. С него нет фотографий, но мне он запомнился высокой скоростью и постоянной рулежкой. Все время нужно было принимать решения по выбору маршрута. Проходить его - минут десять, но почле него я вышел на берег и прилег отдохнуть.

    Из леса выходили "пешеходные" части экипажей. Все несли грибы. Причем - белые. Младший, который щуку поймал, пожертововал своими ходовыми штанами, завязал штанины и набрал в них грибов.

    * * *

    Собственно, через пару километров, где до моря остались считанные минуты, река совсем обмелела. Мы причалили к правому берегу и поднялись на лужайку. Разгрузились, подняли и разобрали катамараны. Чалки натянули не только для тента, но и для сушки гондол и камер. К вечеру всё свернули по сумкам, собрали каркасы и вёсла. Дежурные готовили праздничный ужин. Зампотех с товарищами пошел в деревню Воньга спросить насчет бани и мотоцикла. Баня - понятно для чего, а мотоцикл - чтобы завтра трехкилометровый марш-бросок до станции сделать за одну ходку. Для этого нужны две ходки мотоцикла с коляской (точнее, с платформой), чтобы он вывез сумки (почему их не стало меньше?) и "железо".

    В деревне они застали двух местных жителей, один с бодуна, и за бутылку готов был дать и баню, дрова, и веники, а без бутылки вообще разговаривать отказывался. Второй же был непьющий, и с ним договорились о мотоцикле.

    Через пару часов из лесу прискакала хозяйка бани с дочкой. Хозяйка - краснолицая болтливая бабуленция. Рассказала кучу гадостей о своих немногочисленных соседях, да о том, что давеча медведь охотничков на том берегу на дерево загнал. Дочка хозяйки стояла в кустах, пряталась. Но я ее разглядел - типичный мужик, еще и в штанах, только грудастый и с косой.

    Услышав про медведя, и учитывая случай с рюкзаком, решили в последнюю ночь организовать дежурства. Караульными с удовольствием взялись быть дети. А че, от них такой гвалт - они любого зверя распугают. Разбили их на смены по трое.

    Но вернемся к ужину. Естественно, грибной суп, плюс жаркое с вкуснейшей грибной подливой, минус все недопитые остатки, включая НЗ. Так наелись, напились и напелись, что сам командир запросил продолжения. Продолжили - у меня была еще настойка на смородине (разбавляли как всегда - из реки) и довольно невкусная колбаса с/к. Колбасу порезал, на палку - и в костер. И тут же на запах потянулись детишки, которые типа караулили. Человек шесть. Пришлось делиться. От некоторых девочек удалось откупиться остатками конфет и шоколадок.

     

    Домой

    Наутро командир сказал, что, кажется, напрасно мы допивали вчера тот готичный напиток. На что я ответил, что тоже так считаю, но приказы команования обсуждать не привык. Кстати, кроме сушняка, никаких признаков абстиненции я у себя не заметил. Старшим, конечно, было малость потяжелее. К тому же день выдался жаркий - таких еще не было. Утром быстрый завтрак, сборы личных вещей, сворачивание лагеря и вынос на дорогу. Дорога, конечно, просто нечто. Скорее похожа на двойную тропинку. Там и сям камни и деревья. Ровно в 12 часов, как договорено, со стороны деревни слышен мотоцикл. Подъезжает нечто типа ИЖ-45, тормозит ногой об землю, и на ходу говорит, что наш мотоцикл вот-вот подъедет. И чухнул, постреливая, куда-то дальше в лес. Приезжает наш мотоцикл. На нём сидит белобрысый, коротко стриженый красавчик с каменным лицом, как герой то-ли фильма "Стена", то-ли фильма "Мусульманин". Тормозит не ногой, а тормозами, но мотор не глушит - проблемы со стартером, боится не завестись. пока он чадит сизым выхлопом, грузим на платформу всё желело. За мотоциклистом усаживается одна из туристок, и они уезжают на станцию. Второй ходкой мотоцикл должен будет забрать оставшиеся сумки и зампотеха.

    А мы двигаем пешком. Сначала по "дороге", потом в лес по тропинке, мимо местного кладбища. Да-а, оно намного больше, чем деревня, к которой оно относится. Срезав кусок леса, возвращаемся на дорогу. Рюкзаки хоть и тяжелые, но мы держим темп 120 шагов в минуту. Встретили наш мотоцикл. Так, весело топоча и не снижая темпа, добираемся до станции.

    Станция Воньга - еще готичнее, чем одноименная деревня. Никакой платформы, пара почерневших косых сараев, двухэтажное здание без окон, колодец глубиной полтора метра (в Карелии вода всегда рядом) и трансформаторная подстанция: этот участок железной дороги электрифицирован.

    Я вышел на рельсы и остановился между путями. Посмотрел на север. Там - мост, под которым мы вчера проплывали. От моста к нам тяжело идет караван байдарочников. Четыре рельсы бесконечно тянутся вдаль, пока лес над ними не смыкается с бледным небосклоном. Электрические столбы и паутина растяжек видны на десяток километров. Мы, вроде-бы, на краю света, но на самом деле до края света еще болше 500 километров.

    * * *

    До электрички Лоухи-Кемь - 2 часа. Жарко. Играем в карты, читаем книжки, дежурные развели костер и сделали чай и кипяток для мивины и бульончиков. Я мивину не могу, попил воды из колодца, потом чаю, потом снова воды. Даёт знать о себе вчерашняя посиделка.

    На горизонте появилась электричка, через 3-4 минуты она будет на станции. Командир распределяет груз - каждому какой-то предмет под личную ответственность, а также группы для посадки на разные двери. Говорит, людей в вагон нужно будет тоже подавать. Я поначалу не понял, но когда электричка остановилась, до меня дошло: с насыпи до нижней ступени можно только допрыгнуть, ухватившись руками за поручни. Я - в подающей группе. Стоя с рюкзаком на плечех, я подаю наверх подростков и женщин, бесцеремонно хватая их за попы, затем подаю сумки и железо, затем поднимаюсь с рюкзаком сам (меня тоже подталкивают в задницу) и втягиваю последних подающих. За три минуты погрузились.

    * * *

    В вагоне сидят в основном железнодорожники в оранжевых жилетах. А может, жилет - это такой местный способ уклоняться от оплаты проезда? Иначе чего это они в жилетах с вёдрами ягод ездят...

    * * *

    Едем. Справа и слева - лес. В лесу тоже остановки (даже без станций) - "884-й километр", "880-й километр". Вот Кузема. На ней завалила куча водных туристов, которые тоже шли по Воньге, но прошли дальше на море и по морю до устья реки Куземы. Под их бормотание и обсуждение Вякира я уснул на рюкзаке. А через пол-часа уже была конечная станция - Кемь.

    Пожалуй, одно их последних испытаний - виадук. Поскольку после выгрузки каждый тащит свои вещи, мне необходимо подняться на виадук с рюкзаком (25 кг) и здоровенной сумкой, где покоятся гондолы, камеры и шнуровка от нашего "Кабанчика". Еще 25 кг, причем в одной руке. На виадук я поднялся, подтягиваясь свободной рукой за поручень. Дальше мне уже помогли.

    Первым делом, как освободились руки, я собрал мобилку и позвонил в Киев. Слава богу, меня еще помнят и ждут. Тяжесть упала не только с плеч, но и с души.

    Здание станции в Кеми хоть и маленькое, но двухэтажное. Мы сразу заняли пол-этажа. Желающие сходить в туалет вернулись огорченные: таёжное отсутствие туалета гораздо лучше, чем такой туалет...

    Мы ждем поезда Мурманск-Питер, который пройдет здесь в 3 часа ночи. Так долго - потому, что электричка всего одна в сутки. Вышли в город осмотреться. Город - две улицы, громко именующиеся проспектами. Одна из них длинная - тянется далеко к Белому морю. Маршрутка едет туда пол-часа. Дома в основном деревянные. На главнойплощади - памятник железнодорожникам и футбольная площадка. Несколько ларьков и ... банкомат! Причем он работал, и к нему даже подходили люди!

    Купив пива и выпив его (кстати, без особого энтузиазма - видать, отвыкли) мы прошли двести метров по Пролетарскому проспекту и вышли на красивые гладкие скалы, возвышающиеся над городом. С них видно и море, и реку Кемь, и весь город. Там мы посидели часок и вернулись на вокзал. Записали двадцаточку - ага, дело к полуночи, пора поужинать. Мы купили немного еды и пива и в сумерках (день-то полярный уже совсем не тот - мы переместились на юг) вернулись на красивые скалы. Нужно было сфотографировать луну. Она взошла над морем - такая большая, какую я раньше только в бинокль видел. Пока мы выбирались, покупали еду и забирались на скалы, она поднялась высоко и стала почти обычной. но в мой 12-кратный оптический зум я всё, что нужно, сфотографировал.

    Поезд на Питер опаздывал на 20 минут. Это огорчительно - ведь в Питере у нас всего 2 часа до поезда на Киев, при этом нужно переместиться с Ладожского на Витебский вокзал. В поезд на Питер мы грузимся не торопясь, придерживаясь принципа FIFO: кому дальше всех, тот заходит первым. Нам выделено первое купе, мы заходим последними. Стелимся и спим - до первой мало-мальски интересной станции - Петрозаводска - девять часов. Да, велика Карелия. А вся Россия?...

    * * *

    На самый северный вокзал Питера - Ладожский - прибываем с опозданием почти 40 минут. Через 1:20 уходит наш экспресс на Киев. Успеем ли? Ведь через город ехать, пятница, час пик еще не прошел. От командира - наставления, касающиеся скорости выгрузки и передвижений. У вагона нас встречает экскурсовод Оксана, которая сопровождает заказной автобус. Нам, конечно, не до экскурсии будет, но всё равно - приятно. Бежим с ней через вокзал так быстро, насколько позволяет толпа и 50 кг вещей. Кстати, хорошо, что с проводником: указатели "В город" и "На привокзальную площадь" показывают в разные стороны, и я бы скорее пошел в город. А надо было наоборот.

    * * *

    И вот мы проезжаем над Невой в комфортабельном автобусе с кондиционером.

    Смотрим панорамы, уже въезжаем в "старые" районы и выгружаемся у метро Пушкинская. Проскочили мимо пробок. До отхода поезда еще 50 минут. Поезд классный, вагон весь в новом велюре, формирование киевское, постель "Пiвденно-захiдно╖ зал╕зниц╕" - качество я вам доложу! И в буфете берут гривны! Смотавшись туда-обратно, мы вернулись с отбивными, картошкой, помидорами, соком, минералкой, и, конечно, с двумя бутылками "Хортицi" (которую сразу же перелили в пластик).

     

    И наш хуткий тягнiк "Санкт-Петербург - Киев", как объявляли его братья-белорусы, повёз нас

    Д О М О Й.


    Смотреть весь супер-пупер фотоальбом