Северная Карелия, водный поход по р. Кереть, 08-16 июля 2009 г.

Группа из 21 киевлянина, в т.ч. дети 10,11,12,13 и 14 лет. 

Table Of Content

Day -2 | Day -1 | Day 0 | Day 1 | Day 2 | Day 3 | Day 4 | Day 5 | Day 6 | Day 7 | Day 8 | Day +1

 

День -2

6 июля. Киев, железнодорожный вокзал, первый путь. Все пришли, никого не забыли, по местам распределились – 21 участник, все в одном плацкарте.

17:04. Вздрогнули, по традиции, шампанским, потом перешли на другие напитки. Водку прятали в пакетик: ж/д вагон суть общественное место, в котором распивать запрещено.

Граница, таможня – ничего интересного, я был полусонный.

 

День -1

7 июля. 06:30. Москва. Солнце только встало, немного прохладно. Выгрузились, поменяли немного рублей, кому было нужно. Курс $ - 31.35, вроде так себе… Спросонок повелись на какого-то частника на Мерседесе Спринтере, который по 150 р с носа отвез полгруппы на Ленинградский вокзал, с ветерком, по пустой утренней Москве. Почти за это же время вторые полгруппы прибыли к Трем вокзалам на метро.

Как и предполагалось, услуги камеры хранения  с 2007 года подросли на 50% и составили 107 р. В том числе и за гитару. Но – искусство требует жертв.

 На территории вокзала несколько обменников – все для лохов. Курс 31.70 и мелкими буквами –«от 100000» (в количестве нулей мог ошибиться). На любую практически возможную сумму – курс лоховской: 30.00. В Украине обменник обязан аннулировать последнюю операцию по требованию клиента, и это указано в правилах на обменниках. В РФ, возможно, этого нет, поскольку в окрестностях Трех вокзалов все обменники работают «на лоха».

А вот что не на лоха – так это два белых Неоплана, предлагающих двухчасовую обзорную экскурсию за 300 р с персоны. Экскурсия входила в наши планы, была интересной, ее вел усталый сутулый дедушка, который достаточно внятно и в нормальном темпе рассказал нам про устройство Москвы, историю расположения улиц, их названий, известнейшие здания Москвы  и т.д. Две остановки – на набережной и на Воробьевых горах. Когда заканчивали кольцо, на Кутузовском уже был плотный трафик, а на подъезде к Комсомольской площади – так и вообще пробка.

Завершив экскурсию, мы на метро поехали в центр. Арбат, перекус и кофей в фастфуде «Ёлки-Палки». Цены как в киевских ресторанах, куча обслуги типа официантов, которая ни хрена не делает, только ждет, когда можно будет убрать посуду.  А между тем – будний день и посетителей почти нет.

Потом мы смотрели «Ледниковый период 3» в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате, фотографировали диковинные машины возле бывших казино, которые теперь ничем не отличаются, только называются «центр развлечений» или «отдыха», на Мохово видели как встречали кортеж Обамы, прошлись по Красной площади,  потом на Театральном проезде приценивались к Феррари и Ламборгини («Папа, четыре последние строки – это цена!» - пошутил мой киндер).

Время неумолимо двигалось к вечеру, в р-не 18-00 мы спустились на первый этаж ТЦ Охотный ряд (в гущу фастфудов). Там о вполне ресторанным ценам (для Киева) было всякое – от susi до пельменей. Некоторые купленные вещи, например плов, были возвращены заведению. С возвратом денег, без скандала.

В 19:45 снова были на Ленинградском вокзале. Сначала в торговом центре напротив докупили еды в дорогу и водки. Немиров и местные водки стоили одинаково дорого, я без колебаний выбрал Немиров. Забрали вещи из камеры, постояли-подождали всех и потянулись к поезду. Организатор Дима, хозяин «Салона странствий» был уже там. Мы вразнобой сдавали оплату, это заняло некоторое время. Груза почему-то оказалось крайне мало, как я понял – один катамаран, немного шлемов, жилетов и вёсел. Остальное, оказывается, уже должно быть на маршруте. Это и хорошо, и плохо. Хорошо – что не надо носить, грузить, выгружать. Плохо – что мы не видим, где там что. А вдруг не хватит палаток, например…

Но засада была не в этом.

Проводницы при посадке в вагон, кроме фамилии в паспорте и билете, что-то еще напряженно сверяли и шевелили губами. «А, ну вот!» - вдруг радостно закричала она. «Это не тот паспорт! Дайте мне правильный паспорт!». К нашему полному недоумению, в билете в определенном месте пишется номер документа, по которому покупался билет. Вообще-то мы документов для билетов не давали, сканы высылали только для получения разрешения пограничников (об этом позже). Но дело даже не  этом, а в том, что, по мнению РЖД, билет покупает не лицо, а документ, и если номер документа, удостоверяющего лицо, не тот, что указан в билете, лицо не считается законным приобретателем билета, т.е. те, у кого несовпадение - безбилетники. Нас не предупредил организатор, в результате я подавал организатору скан загранпаспорта, а приехал по украинскому (имею право). Кто-то подавал детское свидетельство о рождении, а приехал по «детскому паспорту». А у одной семейной пары был указан одинаковый номер документа на обеих фамилиях – это явный косяк системы продажи, пропуск дублей. Соответствующий  приказ нам не показали, отправив к начальнику поезда. Тот уже был на взводе, подтвердил, что мы – безбилетники, что мы можем идти к начальнику вокзала. Но до отправления 10 минут.  Тогда он сказал, что его лишат квартальной премии, и что мы все ему надоели. Мы согласились и ушли в свой вагон. Так и ехали безбилетниками. Поначалу еще как-то волновались - а что будет на обратном пути, а потом забыли/забили.

 

День 0

Утром  проснулся аж под Петрозаводском, пропустив Свирь с продажей копченой рыбы, и жалел страшно. Петрозаводск встретил температурой +16 и мелкой моросью. Карелия началась…

Рыбу купили в Кондопоге. Медвежьегорск я, кажется, проспал. В Кеми в магазинчике взял дозаправку, вспомнив любимый сорт водки – «Застолье», производства Вологодского завода марочных водок. Мягчайшая вещь, смягчается не глицерином, как у некоторых упырских заводов, а настойкой на овсяных хлопьях. И колбаску, по тверждению продавщицы – свежую и хорошую. И водка, и колбаса были отличными, и очень дешевле, чем в Москве.

 

День 1

Ну вот проехали Кузему, Воньгу, Энгозеро, скоро Лоухи – райцентр самого северного района Карелии. На улице полночь. Пасмурно, но светло. Стоянка 8 минут, с выгрузкой проблем быть не должно. Поезд пришел минута в минуту, и нас уже встречали мальчик, девочка и три машины: УАЗ буханка с прицепом, УАЗ «Фермер», «Соболь».

Дождя нет, пересели быстро, наш водитель Саша – главный «забросчик» в Лоухах, как я понял. Рассказал про перипетии с погодой, с погранцами, не выдающими допуски, и сказал что речку нам сменили. Пойдем по другому, еще более лучшему маршруту.  Из Лоухов поехали  на запад, начался дождик; пересекли М18 Питер-Мурманск, еще немного по асфальту в сторону Кестеньги (всего до 20 км), переехали по мосту через реку Кереть – и свернули налево на поляну. Это и была наша первая стоянка и место сборки катамаранов – стапель. Это озеро Нюкки (здесь и далее – почти все названия я прочитал в разных местах после возвращения из похода и составил свою карту с названиями на гугле - открывается в новом окне).

Разобрали коврики, спальники, палатки, и нам предложили заполнить регистрационные карты. Регистрационная карта – тоже отдельная песня, и, согласно Закона РФ о миграционном учете, не нужна ни украинцам (предусмотрено международным соглашением), ни тем более украинским туристам-водникам, которые не находятся в постоянном месте пребывания более 3 суток. Но за нас уже как бы всё сделали – нам только заполнить бланки, остальное обеспечат мальчик, девочка и главный забросчик. Заполнить одинаково 2 экземпляра по 2 страницы А4 – тоже геморное занятие, особенно в 3 часа утра.  Кстати, светло было как днем, хотя пасмурно. И относительно тепло, а соответственно – полно комарья. Река не широка, не узка, мост, электрическая линия на деревянных столбах, метрах в двухстах – чья-то фазенда, не по-карельски красивая (в смысле дерево покрашено).

В общем, часа в 4 утра мальчик Антон, девочка Вера и главный забросчик Саша отбыли в Лоухи, где в 8:00 должна открыться почта. А мы поставили палатки, попили чаю и легли спать. Утром в 9 раздался топор дровосека, это главный сопровождающий Юра (я в предисловии объяснил, почему не называю их как полагается – инструкторами) начал готовить завтрак. Рис подгорел слегка, но сгущенка его скрасила немного.  Приступили к сборке. Вываливали рюкзаки с катамаранами и шли их собирать. Тут и выяснилось, что вместо обещанного 6-местного мы привезли 4-местный, а значит двое гребущих остаются без места, а на двух дополнительных катамаранах образуются «собаки», или, по-российски, «мартышки».  Без «мартышки» пошел только наш катамаран, но за это на нем было больше всего «общака» (еды и общего снаряжения).

Семеро из нас с этими катамаранами уже были знакомы, сборка прошла довольно быстро и без глупых инцидентов. Соорудили палубы и спустились на воду. Вышло солнце, прилетела куча оводов. Пришлось идти купаться. Вода была ну явно ниже 15 градусов - дыхание перехватывало на входе.

Наши мальчик и девочка вернулись аж к 5 часам вечера – вот столько, по типу, длилась регистрация. Плюс на почте вырубался свет. Плюс, как выяснилось позже, они с интернета качали описание маршрута. Около 18:30 все мы были готовы к отходу, хотя по плану этот день полностью отводился на стапель, т.е. не был ходовым. Наш экипаж для проверочки сплавал на противоположный берег и обратно, и мы видим, что  караван двинул вперед. Странно, я не слышал, чтобы были инструкции какие-то по водной части похода, а ведь у нас 2/3 участников – либо новички в водных походах, либо с единичным опытом 15-летней давности.

На первом кате шел капитаном сопровождающий Антон, он автоматически стал адмиралом. Оказывается, у него был GPS и один экземпляр карты. Прошли под автомобильным, железнодорожным мостом, вышли в озеро Петриярви. Поприветствовались веслами/гудком с машинистом здорового лесовоза. Погода шептала. Огорчал только небольшой встречный ветерок с востока: у катамарана большая парусность и его легко сдувает. Между двумя плесами прошли по небольшому перекатику, намеку на порог. Через часа полтора на большом плесе увидели красивый берег с пляжем, и туда метил адмиральский катамаран. Хорошая стоянка,  решили мы. Но оказалось, что Антон просто причалил на писиминутку и размять ноги. Предложение насчет стоянки подлежало обсуждению, и Антон в общем был согласен.  

Я как бы невзначай спросил Антона – кто из инструкторов старший. Он ответил, что формально главный Юра, но как Антон скажет – так и будет. Подплыл  катамаран с Юрой и Верой, Юра сказал – нефиг разлеживаться, нам до стоянки еще час. И лидерство Антона как-то не нашло подтверждения – погребли дальше.

Еще один переход между плесами, теперь с более сильными перекатами, с разложенными под водой камнями там и сям, требовался маневр. За порожком - оз. Нижняя Ламба. Прямо по курсу – узкий песчаный пляж, а слева – огромные валуны и на них вроде стояночное место. От начала маршрута не больше 10 км. Сплошной черничник и багульник. Красиво, вода спокойная, на камнях есть место для палаток – кое-как расположили все 10 штук. И общественный тент. В полночь, когда солнце чуть скрылось за противоположным берегом, по озеру проплыла утка с выводком утят. «Чего это у нее дети не спят до сих пор?» - заметил кто-то…

 

День 2

В 4 часа утра пошел дождь. Мы встали – он шел. Мы позавтракали – он шел. Начали собирать лагерь – он усилился. Это очень противно – складывать спальники и палатку под дождем. Но это Карелия – хорошей погоды никто не обещал. Спасибо хоть за сухой стапель. Но когда заканчивали вязать вещи, дождь прекратился, и шли мы по хорошей, хоть и не солнечной погоде. Тут порогов и порожков было больше. Прошли два участка порога Кривого (во второй ступени дети, которые сидели собаками на носу, изрядно искупались). Затем еще несколько километров по плесу и вышли через короткий порожек Керчуг в одноименное озеро Керчуг. На выходе из порога на берегу нас встречал какой-то дедок, мы поздоровались. А через километр стали на стоянку на центровом острове. Места было нормально, был готовый камин для бани и решено было попариться. Но дождей, видать, было изрядно до нашего прихода – все дрова противопожарные, даже береста не хотела гореть – мокрая насквозь. С помощью Юры развели приличный костер в камине бани, подтащили гитару, выпивку, и пока одни ловили рыбу, другие, так сказать, знакомились.

Баня получилась на славу. Плескались и парились до часу ночи, потом разошлись спать.

 

День 3

А в 4 часа утра пошел дождь. Мы встали – он шел. Мы собирали лагерь – он шел. Мы  погрузились – он усилился. Мы прошли почти все Травяное озеро – дождь не прекращался. В общем, часа два мы гребли под дождем. И только на шивере перед порогом Мураш он прекратился. Катамараны вразнобой останавливались на писиминутки. Карты и лоции - у сопровождающих, и среди кучи мелких порогов мы прозевали этот, 3 к, осмотр которого обязателен по левому берегу, и желательна страховка (так пишут в отчетах). Шли через шиверу, и вдруг адмиральский кат как-то оп-ля - и исчез в повороте, а за ними еще один. Наш экипаж все-таки причалил и вышел на осмотр. Плохой осмотр, болото. Внизу, в ущелье, вода ускоряется и делает довольно плавный правый поворот. Видны обливные камни, за ними бочки, струя мощная с большими валами (как за большим катером) и идет по центру. И вот сюда свалились наши, с детьми, сидящими на рюкзаках?...

Навстречу идут два байдарочника – они видели, как наши первые прошли. Говорят, ничего страшного, но к обливным камням не надо прижиматься – с них трудно сниматься потом. Осмотр окончен – садимся, выходим, обходя байдарочников, которые  раскорячились на камнях у берега. Порог действительно неопасный для груженных катамаранов-четверок. Хоть и кидает вверх-вниз изрядно, но ни одна бочка нас не удерживает, при падении нет рывка вперед. У камней на выходе делаем правильный маневр, падаем в последний слив и сразу чалимся на стоянку, где первые 3 катамарана уже причалили. Все наши сопровождающие и ремкомплект - уже тут, и как пройдут чайники – их очевидно мало волнует. Ну а нас волнует, и мы смотрим. Нормально проходит, и даже их «собачонок» уже предусмотрительно сидит сзади, а не на носу.

Стоянка вшивенькая – грунт нехороший, держит воду. У берега белая скользкая глина, а где ее нет – там обрывисто. В лесу полоска суши, за ней болото как обычно. Тем не менее, места для палаток полно и эту стоянку м делим с байдарочниками. А к байдарочникам через час еще подходят гости на совершенно парадоксальном судне, похожем на инвалидную коляску с двумя люками, с надписью ПСН-6 (плот спасательный надувной шестиместный). Отдельно байдаркой с левого берега забрали их собачку – противную гавкающую пуделиху.

Этот вечер посвящен сушке вещей. После сбора лагеря и 2 часов грёбли под дождем мокрое почти всё.  Разводим второй костер, развешиваем вокруг него свои бебехи, сушим, держа носки на палочках и штаны в руках. Общаемся. А рыбаки пошли рыбачить.

 

День 4

Удивительно, но утром не было дождя, а даже наоборот – было солнце! Встали рано, ибо в 9 часов прибежали просить помощи для одного нашег рыбака – он подцепил щуку размером с бревно и не мог поднять – опыта нет. Ее принесли в лагерь – оценили в 5 кило. Неплохо для новичка.

 Хоть рано встали и относительно быстро собрались, вышли после полудня. Перед нами было 28 километров, фантастическое расстояние для одного ходового дня груженными катамаранами. Но на нашей стороне была погода и обещания сопровождающих, что озер не будет, а река-де станет уже и быстрее. Сначала прошли оз. Новое, а это 3-4 км. Потом действительно стало быстрее. Перед автомостом (трасса М18)  вообще был почти порог – он даже называется Сухой. Его, и шиверу за мостом наш экипаж гордо прошел стоя! (от скуки).

Еще через 5 км слева – домики возле ж/д станции Кереть. На берегу много лодок. Тут, похоже, дачи у кого-то. Первые катамараны причалили к левому берегу. Мы думали – обед. Но оказывается до обеда еще 3 км. Непонятно, зачем становились.

Ну размяли ноги, позагорали, двинули дальше. Перед выходом в оз. Кривое есть порог Кривой-2, который таковым не является, но ускоряет движение. На выходе из него пристали на полянку к левому берегу, пили чай каркадэ, ели бутерброды и мармелад. Солнце потихоньку отступало за деревья, комары наступали. Дело было к вечеру. Впереди было еще неизвестно сколько километров.

Прошли еще не менее 10 км по плесам. Прошли порог Долгий со сливом ступенькой высотой не менее 1 м, мы шли вторым катамараном и не поленились стать на фото-видеосъемку. Затем был порог Варацкий (однозначно 3 кс) и на его осмотр даже вышел Антон. Он предложил делать по очереди фото-видеосъемку. На осмотре по высокому левому берегу было огромное количество комаров и воняло дохлым лосем. Который фактически и лежал в пороге по левому берегу за каким-то камнем. Первый экипаж пошел в порог без съемки, нам пришлось снимать оставшиеся три катамарана, потом аж из-за моста (километр вниз) пришел на смену очередной оператор – и наш экипаж завершил проход Варацкого. Неидеально, кстати: перемудрили с маневрами. Лоции пишут, что страховка в пороге ниже основного слива обязательна.

  Еще несколько сотен гребков – и мы увидели выход в очередное озеро – Варацкое. Справа на входе каменистые кручи с ущельем, посередине – острова. Времени было около 10 часов. Мы уже 10 часов был и в пути, минус паузы на писиминтку, перекус и осмотр пор. Варацкого. Первые катамаран разбежались в стороны искать стоянку. Наш экипаж  нашел отличное место на островке, и вскоре качество его было подтверждено сопровождающими. Место для палаток было посередине островка, насквозь продуваемого (это важно). На одно стороне – настоящий песчаный пляж и камин для бани. Места для палаток – достаточно. Видно, то место это пользовалось спросом: в 100 метрах еще одна площадка, там какие-то останки коптильни, что-ли. И еще один признак популярности: как только мы изготовили ужин, приплыл выводок утят с мамашей и начал клянчить еду как макаки в зоопарке. Они поели всё – от остатков каши до рыбьей требухи.

Здесь решено было сделать дневку. На ужин была уха из головы той здоровой щуки, жареная щука и куча мелкой рыбы, запеченная в фольге.  Наш экипаж дежурил, закончили еду около часу ночи, помыли что можно сразу помыть и пошли купаться. Было не очень холодно. Хуже было, что ночью ветер стих и из травы поднялась настоящая таежная мошка, которая лезет везде  и никакой химии не боится.

 

День 5

И – о чудо! Ночью снова не было дождя! Ясное утро, вещи подсохли, мы дежурим, варим кашку овсянку, увкусняем ее курагой, изюмом и сгущенкой. Дети играют кто во что, рыбаки рыбачат, сони спят, моего сына не отпускает Федор Михалыч и «Преступление и наказание» (летняя программа). Заглядываю в палатку – он то спит, то читает. Не дело это, разбудил и велел вымыть котелок от каши. Мы дежурные или кто, в конце концов.

На обед девочки сварили борщ, самый настоящий. Когда идея такая возникла девчонки спросили у Веры, есть ли бурячок. Она сказала, что бурячка нет, есть только свёкла… Еще Вера не знала интернационального слова «жменька», а также что кулёк – это уменьшительное от «куль». Они с Антоном говорят «пакет». Владимирские…

После обеда мы дежурство сдали и я решил порыбачить. Взял удочку, червей понятное дело нет (поскольку нет никаких грибов). Нацепил кусок утренней кашки-овсянки: поклевку вижу, да взять не могу – овсянка не держится. А хрен с ней – нацепил изюминку из той же каши. Тут же вытащил плотву 15 см. Снова изюм нацепил – вытащил… окунька такого же. Тут клев как-то пропал, и я перешел на спиннинг. На одном из забросов прямо под берегом колебалку догнал и ухватил щуренок. Вся такая мелочь была тут же выпотрошена, посолена, завернута в фольгу – и на угли.

Я перешел на мысок невдалеке от стоянки, слышу – зовет кто-то и бежит ко мне. Прячь, говорит, спиннинг: рыбинспекция! У наших уже пруты отняли, они приехали за деньгами – выкупать снасть. В общем, так оно и было, по рассказам. На жигуленке подъехали со стороны дороги Чупа-Плотина, надули резиновую лодку, подгребли, будучи неопознанными, к нашим, и представились чин-чинарём. С документами и пистолетами вроде. Штраф по 1000 р с рыбачка, и в общем-то предусмотрено изъятие орудия лова, но спиннинги нашим отдали. Протоколы писали, квитанции, вежливо всё, но долго. Улов не отняли тоже – один экипаж щук и окуней набомбил прилично, другой в основном окуней, но тоже на весь вечер хватило, и еще на следующую стоянку повезли.

 

День 6

Шара с погодой закончилась, утром было видно, что накроет. И таки накрыло. Мы шли 18 км под дождем, а точнее под ливнем, через пороги 3-4 к.с. Караван растянулся так, что начали теряться, ждать друг друга, последний кат потерял пробку от баллона и чуть не утонул, а лягушка уехала вперед, с сопровождающими. Чисто чудом кто-то из них оглянулся до падения в порог  Масляный, иначе пришлось бы возвращаться к ним пешком. В принципе, по ощущениям моего экипажа, грести  этот день не было тяжело. Мы понимали, что 18 км это не 28 км, и впереди хорошая стоянка с дневкой, и оттуда же нас заберут машинами.

И вот мы близки к финишу. Пахнет какой-то гадостью, типа водорослями морскими. То-ли рыбзаводом, не понять. Выходим на последний плёс, за ним ушедшие вперед каты стоят, не идут никуда.  Поперек реки (100+ м) натянута сеть на стальном пруте вместо троса, за ней плещется рыба. По понтонам подходит мужичок,  за 60 р с катамарана отодвигает секцию сети и пропускает под тросом. Нужно низко нагнуться и груз переложить, чтобы пролез.

За такой берлинской стеной плещется горбуша, которая просится на нерест в реку. Сразу за ней – порог Морской. Вот что пишут об этом месте водники:

Лицензия на ловлю горбуши в пределах пор. Морской (на 3 рыбины, на одни сут­ки) стоит 200 руб. Ежедневно пе­ред сетью отбирают на продажу по 1800 рыбин, а остальных считают и пускают на­верх. Рыба идет не постоянно, а косяками, собираясь внизу, затем за достаточно короткое время забираясь наверх. На пороге рыба отдыхает за камнями.

Семга тоже идет вверх, но ее так просто не поймать. По словам рыбаков, из-за того, что горбуша стала ходить на нерест массово не раз в три, а раз в два года, река осенью просто загнивает, не успевая перерабатывать мертвый груз. Семга, в отличие от горбуши, после икрометания не погибает и возвращается в море.

 

И вот мы в пороге Морской. Это мощная прямая шивера, при средней (как мы ходили) и высокой воде поднимающая метровые валы на всем протяжении. Совершенно четко следует из отчетов, что байдарочники сначала обходят порог по левому берег, ставят вешки у сложных участков, а мы все пошли напрямик.  В результате последний кат неудачно сманеврировал, его прижало боком к полуобливному камню и накренило. Киля не случилось только потому, что с перепугу весь экипаж без команды навалился на поднявшуюся сторону.

Сопровождающие в своем описании вычитали что-то про катание на пороге Морской. Я должен сказать, что обнос порога катамараном вряд-ли возможен. Разве что если грузить его в кузов УАЗика, но для этого нужно иметь УАЗик, и сначала нужно поднять кат  до дороги на левом берегу - 150 м вверх по козьей тропе.

В общем маршрут окончен, катания не будет. Причаливаем к левому берегу. Поморский пейзаж, холмистый берег (чем выше – тем больше болота, так в Карелии везде ). Полусгнившие покосившиеся избы. Деревня Кереть. Бывший морской порт (см. далее). Холодный ветер с моря, дождь почти перестал. Замерзшие (и просто желающие) отогреваются водочкой Немиров 50%, пожевываем колбаски, сопровождающие мечутся в поисках стоянки.  На этом берегу стоянки, похоже, нет. Принимается решение переправиться на противоположный и становиться там. Правый берег – это сгнившие останки пристани 18-19 веков, над ними холм, на холме какой-то недостроенный или полуразобранный бревенчатый дом. Под ногами грязь, переходящая в мокрый луг, растущий поверх миллиона руглых камней. Луг переходит в лес, в котором угадывается болото. Внизу – морской залив. Что-то подсказывает, что и рыбалки тут не будет. Стало грустно. Последняя стоянка, дневка – и такая дерьмовая. Кто написал, что за Морским порогом хорошие стоянки? Они где-то черт знает где, не ближе острова Средний. Но это море, и это катамараны. При западном ветре (даже не шторме) нам  с острова без посторонней помощи не вернуться, и мы не рискнули.

Полуразобранный дом оказался достопримечательным. Я думал, он недостроенный. Но внутри нашлись остатки обоев.

Под остатками обоев – газеты. Советские, красивым шрифтом Про слет угнетенных народов Ближнего Востока. Про израильскую военщину в статье не было, недавно я узнал, что этот слет был в 1925 году. Под слоем советских газет был слой совсем странных бумаг с ятями и твердыми знаками. При детальном изучении это оказались ведомости для учета суден, прибывающих на пристань. Велено было указывать их национальную принадлежность, водоизмещение, длину, груз и т. д. В ведомости пропечатан был  18__ годъ.

Сделали чай – и вылить пришлось: вода морская. Это было неожиданно – ведь с порога идет довольно мощная струя. Оказалось, что здесь приливы и отливы 2 раза в сутки, вода поднимается на 4 метра, и в приливе она соленая как в Азовском море. А в отливе почти пресная. Но за настоящей пресной нужно плыть под порог. Местные это делают на моторной лодке, а мы на катамаране. Вечером привезли бочечку 40 литров. Попробовали договориться с селянами за баню – без толку. Хозяина единственной бани не было, какие-то хмыри мычали что-то про 500 рублей, пресной воды натаскать а между тем там парилка на 15 человек, ее греть часов 6 надо. Магазина – тоже нет.

 

День 7

На следующий день было солнце, каждый выбрал занятие по интересам. Мы с Юрой попробовали сплавать за водой против ветра и течения. Нифига. Пошли пешком в обход, дошли до пресной воды и несли обратно 40 литров на руках по берегу (песку, камням, болоту). Это заняло не меньше часа. Искал грибы – не нашел. Нашел дизель, прикрытый дырявой резиновой лодкой. Купался в море. Это понравилось, хотя и холодно. А Антон в это время еще раз побывал на другом берегу и договорился-таки на баню, и даже привез пива.

Двое рыбаков пошли ловить горбушу (или сёмгу) под сеть. заплатили за каждого 200 р и таки принесли одну семгу. Ее засолили, икру засолили, и оставили назавтра. Девочки сделали торт из вареной сгущенки, печенья и жареного лесного ореха. Ближе к ночи погрузились на катамараны и отправились в баню. Шикарно! Большая, горячая, с выходом в реку (море), внутри заготовлена горячая и холодная пресная вода, плюс мы купили всё оставшееся пиво. Жизнь удалась!...

Вернулись из бани около часу ночи, кажется. А спать легли – было, кажется, около 4 утра.

 

День 8

Утром с 9 часов многие были на ногах, я с Юрой сплавал под порог за очередными 40 л воды (благо ветра не было). После завтрака начали сборы. Всё упаковали и в час дня начали переправу всего на левый берег, к дороге. В 4 часа закончили антистапель, просушили шкуры и баллоны. Главными по антистапелю были cопровождающие, они больше всего делали. У моря холодный ветер, он быстро высушил шкуры. А наверху на лужайке жарит солнце, народ млеет, засыпает.

Машины опоздали на час – не могли разъехаться, дорога заросла, прицепы отцепляли и т.д. Выброс был не такой гламурный, как заброс: сначала 17 км по бездорожью, потом 40 км по грунтовой дороге, потом еще столько по асфальту, через Чупу, на Лоухи.

В Лоухах мы были в 9 вечера. Что-то купили в магазине, заехали в какой-то хутор за ведрами с шашлыком, потом на берег озера. И тут начался дождь. Пришлось ставить тент, жечь два мангала, досыпали готовых углей, махали сидушками непрерывно, ну в общем свинину и курицу пожарили удачно. Поели, выпили, вещи поехали на вокзал, а мы пошли пешком. Там минут 20 ходьбы. Наш поезд прибыл вовремя. Грузились в два вагона, всё получилось быстро, паспортов проводники – два молодых пацанчика - у нас не спрашивали. Нюанс с паспортами возник позже, когда они сели спокойно читать билеты. Это был скандал, притаwилась злобная девка из соседнего вагона, называла нас безбилетниками, а пацанов – бывшими проводниками, а отныне – уборщиками на станции Воньга, короче всё в лучших традициях.

 

День +1

 На следующий день пришлось идти к начальнику поезда, что-то ему объяснять, оправдываться, но он не хамил, сказал что если что – ему будет хуже всех, поэтому он просит что угодно сделать, но не показывать паспорта, номеров которых нет в билете.

Ладно, на станции Свирь мы  купили вкуснющую рыбу,  запили ее как полагается и  до Питера спал. А пока  спал, приходили проводники и просили что-то дать не то начальнику поезда, не то им за улаживание конфликта, и одна добрая душа выдала им свой коньяк, купленный на дорогу в Лоухах. Я не одобрил сего поступка, но и не критиковал особо – все-таки его коньяк, что хочет, то с ним делает. Но эта «добрая душа» в Москве вспомнила, что с участников разборки причитается доля за коньяк, отданный проводникам. Вот это я называю нехорошими словами.

 

День +2

Короче, до Москвы мы доехали, организатор Дима к поезду подходил, но к нашему вагону - поздороваться со своими старыми знакомыми, спросить как поход – не подошел. Обиделся или застеснялся.

Всё, еще один день в Москве описывать нет сил. 19 июля (день +3) в 6:30 мы были в Киеве, живые и здоровые, малость уставшие.

Фотоальбом | Карта на гугле