Все фотки кликабельны, открываются в доп. окне
Разведываем новый способ заброски в Карелию.
Традиционными были:
И вот новый вариант, ставший целесообразным из-за ценовой политики железных дорог: самолетом в Москву теперь намного дешевле, чем купе, и немного дороже, чем плацкартой.
Примерно в 19:15 вылетаем из Борисполя, в 21:30 мы сели в Домодедово. Лететь настолько мало, что стюардессы заканчивали раздачу напитков уже в облаках Подмосковья. Перед посадкой нырнули в тучи. Как только самолет подрулил к рукаву, стеной лупанул ливень, но нам было уже все равно.
На паспортном контроле нас ждало приятное удивление ("покращення") - миграционные карточки печатают сами пограничники сразу с паспортными данными внутри. Графа "адрес пребывания" остались не заполненными, и ни у кого не спросили, где он собирается проводить время (и сколько).
Багаж выдали без проволочек, потом мы отдались таксистам и за 2000 р. нас довезли на KIA Sorento на Ленинградский вокзал. Sorento - вполне комфортный джип для 4 пассажиров, 4 рюкзаков и гитары. Поэтому взял телефончик у водилы, ведь 9 августа нам ехать обратно.
Дорога была свободна, дождь в Домодедово был местного значения, на Ленинградский вокзал доехали меньше, чем за час.
На вокзале я не был 2 года, за это время там срыли все палатки и пластиковые ряды туалетов. На перроне куча бригад туристов-водников разных поколений, от 20 до 60 лет. Господа полицейские ходят с деловым видом, такое же деревенское жлобьё в кепках на затылках с цигарками в зубах, как и раньше, но уже "полиция" (в Киеве менты всегда курят где-то в сторонке, никогда не видел, чтоб они службу несли и курили). Несмотря на полицейских, пиво многие пьют почти в открытую.
Мурманские поезда уходят около часа ночи. Наш - фирменный, "Арктика". Внутри вагона - все хайтековое, два биотуалета с жидким мылом и бумажными полотенцами, но без одноразовых кружочков.
Билеты нам брали москвичи, на 16й поезд большой спрос, и получилось что у нас 4 верхние полки. Чтобы как-то отметить отправление, перешли в вагон-ресторан. Там тоже хайтек. Красивые кресла, умеренный свет, даже какая-то нормальная музыка вроде была. Хоть было 2 часа ночи, но к нам пришел аппетит - заказали ужин, выпили, и со спокойной совестью пошли спать.
Точно по графику в 08:38 прибыли в город на Неве. Солнце светит, люди носятся, в наш вагон какая-то девчонка загружает пакеты, вроде, со сладостями. Оказалось, это наш инструктор Евгения с провиантом. Обсудили планы, выяснили детали похода: нас всего 8 человек, включая инструктора. 4 киевлянина и 3 россиянина, не знакомых между собой. Причем двое подъедут другим поездом, на пол-часа позже. С нами ещё едет участник, житель Петербурга, 24 года. Никогда не сплавлялся. Женя пошла спать, а мы то чай пили, то пиво, потом спали, потом Свирь - рыба копченая, потом Петрозаводск, Медвежьегорск, и, наконец, Надвоицы. Точно по расписанию - 22:12.
Нас встречает местная группировка забросчиков. Женя их знает, нам выделили здоровенную удлиненную IVECO, на крыше ее уже прикручена рама 8-местного катамарана. А в багаже - приличнейшее количество провианта, которое досталось нам в наследство с предыдущего похода. Выбор одного 8-местного катамарана вместо двух 4-местных был ошибкой, об этом - дальше.
Все фотки кликабельны, открываются в доп. окне ->>
Встретили еще двух участников - девушка ~30 лет и мужчина постарше меня, ~45 лет, в водных походах оба впервые. Между собой эти участники не знакомы, и получается, что только киевская подгруппа приехала вместе.
Поселок Надвоицы расцветал с 50 по 80 годы в основном на базе алюминиевого завода. В нем есть пятиэтажки сталинских времен, 80-х годов, но есть и деревянные бараки. Сейчас знаменит своей зоной, на которой сидит М.Б. Ходорковский. Мы покинули Надвоицы около 23 ч, еще было светло. По дороге начал накрапывать дождик. Дорога называется "на Костомукшу", она очень живописная. Сначала - обычный карельский асфальт, которого местами нет, местами ямы, а местами сквозь асфальт вылазят здоровенные пни. При укладке сэкономили - не корчевали, а с глобальным потеплением почва усаживается, оголяя пни. Затем дорога заканчивается, начинается строительство: ровняют песок, взрывают скальную породу, готовят подложку. Техника стоит с включенными фарами даже ночью. Через несколько десятков километров начинается так называемая Финляндия - современная дорога с новым отбойником и отражателями, приятная, как Киев-Чоп в районе Закарпатья. Но это счастье недолгое, потом снова обычный дырявый карельский асфальт в гармошку.
Пройдя точку невозвращения, Женя вспомнила, что в костровом оборудовании нет топора. Возвращаться не стали, поскольку она решила, что добудет топор "на месте". Вообще-то Женя - выпускница филфака МГУ, 1990 г.р., своей энергией радовала весь поход (в смысле - с ней не соскучишься).
Дальнобои переговариваются по своему радио, наш водитель Паша тоже комментирует им состояние дороги. За 2,5 часа мы выехали сначала на оз. Пизма, но там площадка для стапеля только одна и она была занята. Нас провезли еще несколько километров, мимо пос. Тикша на реку Чирка-Кемь. Там мы поставили лагерь и нормально поспали 5-6 часов.
Утром после завтрака Женя тасовала припасы по гермомешкам, мы перепаковывались, потом она объяснила как собирать катамаран и мы с ней вдвоем отправились в Тикшу. За топором.
Места живописные, красивый лес, хорошая погода, пустая дорога, редкие попутки не хотят останавливаться, 5 км прошли пешком. В Тикше есть мэрия с флагами, продуктовые магазины, библиотека, хозяйственный магазин, очень странная церковь. И строительный магазин. Который сгорел, однако хозяин теперь торгует у себя в доме. Но топора у него на продажу нет. Он выслушал наш плач Ярославны, покачал головой и ушел в сарай. Оттуда раздалось повизгивание точильного станка и через несколько минут нам предъявили прилично ржавый топор со старой деревянной ручкой, однако длинный и остро заточенный. Насчет цены хозяин сказал "сколько дадите, я не продаю топоры каждый день". Женя выдала ему 300 р.
Мы вернулись, в общей сложности, через 2,5 часа. Катамаран был собран и накачан, решили пообедать и двигать. Вышли на воду в 16:45, выглядели как контейнеровоз с полной загрузкой, сидящий по самую ватерлинию. Ладно бы сидящий, но вода в реке низкая - по берегам видно, что она упала на 20-30 см, а у нас осадка как у айсберга, мы цепляем все камни и топляк. А топляка много, ЧиркаКемь была лесосплавной рекой. Проходить даже небольшие пороги трудно, потому как приходится постоянно слазить в воду и снимать катамаран с камней, а то и протаскивать его силой.
Зато грести ввосьмером - довольно весело. Мы практически пролетели 2 км реки до Челозера, в озере нам немного мешал встречный серверный ветер (так называемый морд-винд). После озера начали искать стоянки, но дошли до пор. Хаудо. При его осмотре обнаружили четыре (!) группы на стоянках вдоль порога. Порог непростой, требует маневра, и его решили провести вдвоем, остальных пустив в обход. Облегчив таким образом катамаран на ~400 кг, мы с Женей промчались по порогу как по Питерской. Лоция показала, что до осталось полкилометра до следующего, более сложного порога Кривого, а сразу за ним "ваще страшный порог Тахко-Падун", который непонятно как проходить с нашей баржой. Поэтому мы решили заночевать здесь же, став пятой группой. Благо, места было полно, и даже нашли не очень каменистое место для наших 4 палаток. Рыба не ловилась, грибов не было (еще бы - 5 стоянок в одном месте), но ягоды было море, в основном - черника.
Рано утром нас всех разбудил дождь, который длился 10 минут. Потом вышло солнце, мы с 8 до 11 часов собирали лагерь и вышли на маршрут. Проплыли с полкилометра и причалили на левый берег для осмотра пор. Кривого. Решили пройти его всем экипажем. Было быстро и интересно, все прохождение снято на видео моим фотоаппаратом (я повесил его на шею). Сразу за порогом причалили для осмотра следующего порога, но место неудачное - слишком далеко и высоко. Зато - место живописное, высокие скалы, в них слои мрамора, карельского кварца и еще какой-то черной искрящейся породы. Да еще младшая участница похода нашла совершенно новенький кизлярский ножик "Енот".
Переплыли на другой берег и осмотрели следующий порог. Это известный Такхо-Падун 4 категории сложности. Выглядит как пол-чаши диаметром метров 50, в чашу падает водопад, края более гладкие, но сейчас мало воды и, кажется, водопад ни справа, ни слева обойти нельзя. Камни здесь не такие, как обычно: они беловатые, зеленоватые и острые, и видно, что в водопаде они торчат горизонтальными острыми пластами. Говорят, это выход мраморной плиты. Нашу баржу надо бы разгрузить по максимуму и пробовать проходить в самом глубоком месте, пытаясь не сесть на острые края плиты.
Пока мы рассуждали, из-за поворота вышли два катамарана-четверки и с веселыми криками без осмотра пролетели водопад чуть правее центра. Я предложил Жене повторить безумный поступок. Учитывая всё увиденное, а также трудности обноса, Женя согласилась. Мы загрузились, тщательно подвязали вещи, надели шлемы и пошли в порог. И ошиблись - взяли на 2-3 метра правее, чем надо. Результат - со всего разгона сели на мраморную плиту. Правда, в единственном месте, где не было острых камней. При этом полкатамарана вывесилось над водопадом. Поле этого около 15 минут, стоя в грохочущем водопаде, мы протаскивали по сантиметру наш дредноут, пока он наконец покачнулся и устремился вниз. Запрыгивали на него на ходу. Было весело, но страшно за катамаран. Впечатлений хватило на весь ходовой день, а был он очень длинным - мы прошли в этот день 20 км, это чистых 4-5 часов гребли и куча порогов, в которых мы часто "купались" и застревали. Мы так старались ради того, чтобы устроить себе две дневки подряд. Начиная с 19:00 мы начали высматривать себе хорошую стоянку, но нашли ее только через 2 часа, пройдя еще два порога (Ледмозерские).
Место было удивительное. Сначала заболоченный лесок на горизонте приподнялся, потом из леса к воде в небольшую заводь спустилась как бы широкая и ровная бетонная дорога. Эта дорога на самом деле была куском цельного каменного кряжа, имеющего протяженность около 300 метров. В трещинах этого цельного камня выросли большие деревья, а на нем - несколько оборудованных стояночных площадок. Здесь решено было провести два дня.
На этот день назначили рыбалку, баню, борщ с салом и луком (чеснок забыли, как и топор). Сначала наловили окуней и плотвы. Окунь традиционно хорошо ловился на изюм из утренней овсянки. Потом на катамаране вчетвером обплавали окрестности - разные заливчики и притоки - и покидали блёсны. Почти пусто - два окуня и две щуки, причем одна сошла, негодяйка, не смогли поднять на борт.
Валера сварил обалденный борщ.
Переложили камин для бани - добавили свежих, не потрескавшихся камней.
Соорудили три жерлицы на хищника, зарядили их плотвой и уклейками. Одну хищник тут же захавал, а крючок выплюнул.
Парились, купались, ели уху, пили и пели.
Еще один день стоянки. Пасмурно, на воде усилился ветер. Я снова наловил живцов, зарядили жерлицы, поставили одного живца среди кувшинок в нашей бухточке. Не прошло 5 минун, как раздался щучий удар. Живца нет, крючок остался. На блесну там щуку не взять - сплошная трава.
Поход на катамаране тоже не дал результата, дров разве что набрали на другом берегу. Мимо проплывают разные группы. Какие-то мужички на моторке несколько раз туда-сюда плавали.
Проходящая мимо группа на катамаране с мотором вдруг неожиданно начала палить с ружья по уткам. Позже мы еще слышали стрельбу и собачий лай то выше, то ниже по течению.
Вторая дневка подряд - это много. Вечером стало как-то скучно, рыбалка не шла, работы нет, девушки жарили оладушки к ужину, а я решил залезть повыше и посмотреть красоты, благо вроде тучи начали расползаться и ветер стих. Я шел вдоль берега по каменному кряжу и удивлялся, как в его узких трещинах выросли 15-метровые деревья. Собирал ягоды, нашел один-единственный подосиновик (правда, красивый). Дошел до следующей стоянки - кряж закончился, началась низинка, тропка в лес. Заболоченный лесок называется "марь", он состоит из невысоких елок и берез. Под ногами - мох и ягель, сухие, аж хрустят. Под мхом - сгнившие стволы таких же елок и берез в несколько слоев, а под ними - вода и камни. Кругом бумажки туалетные, дай, думаю, гляну - как далеко ступала нога туриста по нужде. Далеко ступала, факт.
Услышал странный звук, типа хруст и скрип. Вглядывался в лес, искал источник - может лось или олень. Утром на противоположном берегу видели косулю. Но источник был другой: дятел. Он не тарабанил в дерево, как наши дятлы. Он зря не шумел и не портил лес, сидел на трухлявом пне, засовывал клюв в трещины и разворачивал их как фомкой.
Небо снова затянуло, стало вечереть. Я глянул на часы - 19:45, а выходил я почти в 7 часов. Пора на базу, а то искать еще будут. Я пошел не по своим следам, а напрямик к нашей стоянке. И через несколько минут до меня дошло, что я иду не туда. Заболоченный лесок с высохшим мхом должен закончиться, должен появиться каменный кряж - но его нет. Я всю жизнь чувствовал, с какой стороны солнце, даже когда его не видно. Но сейчас не чувствовал. Все стороны света одинаковые, серые, горизонта не видно из-за деревьев. Мох на стволах растет со всех сторон. Я посвистел-покричал, прислушался, тишина. Неприятное чувство.
Выбрать направление было очень непросто, гадать не хотелось. Взял левее, как мне показалось правильным, вышел на какое-то закрытое озерцо. Пошел обратно, шел долго, пока, наконец, не увидел вдалеке верхушки других, бОльших деревьев. Они оказались на берегу реки, вроде ж нашей реки (потому что большая), но берег какой-то не наш. Может я вышел выше нашей стоянки, а может ниже. Я точно не мог случайно оказаться на противоположном берегу, это утешало. Но я мог оказаться на берегу какого-то залива, это огорчительно. Течения не видно - оно слабое, брошенную веточку ветер несет куда угодно.
Я решил считать, что это наша Чирка-Кемь и это - главное русло. Ветер был северный (морд-винд), вряд-ли он поменялся, значит со сторонами света есть определенность. Пошел вверх, дошел до сильно заболоченного берега, засомневался - никакого кряжа не видно. Пошел вниз, и нашел УАЗ-Фермер, гниловатенький домик с застекленными окнами на лугу, и... удаляющийся в сторону леса зад маленького джипика. На свист и крик никто не отреагировал, в домике никого нет, видно что закрыли всё и уехали. УАЗик тоже закрыт. Домик - это ночлег, подумалось мне. Но не стал расслабляться - меня ж наверное ищут. Домик мы не проплывали вроде, а значит он ниже по реке, а значит надо идти вверх. Я пошел быстро, пролез через болотистый берег, вымок весь, конечно, и минут через 10 энергичной ходьбы с покрикиваниями и посвистываниями услышал, наконец, ответный крик.
В общем, получилось, я вышел к реке за поворотом, на километр ниже нашей стоянки. К этому времени уже был в розыске, т.к. отсутствовал около 2 часов. Я думаю, мне еще повезло. В моей любимой книжке про геологов (Григорий Федосеев, "Тропою испытаний") автор описывает аналогичнейший случай, происшедший с ним в тайге. Так он три дня выбирался, хотя был таёжником с 20-летним стажем. И старый эвенк его поучал, в том числе, что в болотистом лесу примет искать нет смысла, и что в незнакомой тайге нельзя "срезать" - возвращаться нужно своей тропой.
Так интересно закончилась вторая дневка.
Завтрак, сборы лагеря, уборка. Обновили икебану, украшавшую костровое место - новые цветочки и квадратная бутылка "Козацкой Рады" (пустая). Остальное тщзательно сожгли.
Отход нашей баржи состоялся в 12:00. Почему же продуктов меньше не становится?
За поворотом реки мы проплыли мимо УАЗа и домика, я их сфотографировал на память. Потом мы много кребли и много порогов прошли и проползли на пузе, приходилось постоянно сходить в воду и тянуть, толкать, качать. Поначалу я пробовал записывать пороги на видео. Для этого фотик установил на высокую сумку на носу (ах да, забыл сказать - я устал от управления катамараном и заделался простым носовым загребающим). В одном пустяковом на первый взгляд пороге я не угадал силу встречной волны, мы нырнули в нее, она опрокинула фотик, а правого загребающего выбила с его места.
Фотик не сразу умер, сначала он штатно закрыл объектив. Мне оставалось только вынуть батарейки.
Из достопримечательностей этого дня - табличка в лесу "Магазин, баня. 15 км". Через несколько километров, после очередного порога, мы стали на перекус и просушку. Мы - передние - после купания в порогах были абсолютно мокрыми, да плюс я еще в одном безобидном месте свалился в воду. Снизу по реке к нам шла деревянная лодочка с мотором типа "Нептун", в ней мужичок в шляпе и большой лохматый пес. Мужичок оказался хозяином того самого магазина и бани. Приглашал настойчиво на свои стоянки (волейбол, музыка, баня), но нам надо было дальше. В разговоре узнали интересную деталь: местные умеют ходить на моторе по порогам вверх! Говорит - "мы все камни знаем как свой карман".
Стоянки в районе того магазина - отличные. Высокий песчаный берег, сухо, красиво, богатейшая лужайка с туристическими тотемами, но нам нужно гораздо дальше, чтобы устроить дневку и в последний ходовой день без напряжения достичь пос. Борового. Мы гребли до вечера по отличной погоде и догребли до островов Шалсари. Они делят реку на несколько проток, и вдоль основной протоки правый берег - высокий с иногда встречающимися песчаными пляжами. У одного пляжа был не просто сложен камин для бани, а и оставлен полиэтиленовый тент, и даже лопата! Здесь мы и остановились. Стоянка чистенькая, только в кострище какое-то непонятное западло организовано: зажгли огонь, а оно через5 минут провалилось: там оказался полиэтилен под песком. В чем юмор - непонятно.
На этой стоянке нашли нормально грибов. Ягод - изобилие, как и везде. В плане рыбалки тоже было получше - с берега удалось взять 5 небольших щук, а в протоках вокруг островов - несколько жирных горбатых окуней.
После обеда переложили с Женей камин и топили баню, парились, ели уху, пили, пели. Около полуночи на мысу фотографировали красивый закат.
Утро было пасмурным, много раз начинался дождь. Это был последний ходовой день. Вечером в поселке Боровом за нами приедет IVECO. Грести оставалось порядка 3 часов. Но - под дождем. Снова небольшие пороги, зацепы, съёмы, потом 5 километров совершенно спокойных, река делает несколько зигзагов, но мы знаем, что финиш близок - за елками видна вышка мобильщиков. И вот на левом берегу - пляж и ржавые контейнеры. Остановка называется "магазины". До магазинов нужно пройти 1 км по лесу.
Боровой - большой поселок. Сначала мы переходим через адски вонючий сточный ручей (как Лыбидь в Киеве, только поменьше). Потом - магазин автозапчастей, напротив - мэрия. Кроме мэрии в нескольких шагах друг от друга есть 3 продуктовых магазина (правда один без лицензии на алкоголь). Там есть овощи, даже приличные помидоры по 30р. Купил водку "Ржевка", очень понравилось. Женя купила какую-то клюквенную настойку и сама за час ее всосала (на нервной почве, наверное; в походе она не пила).
Вернувшись из магазина, мы перечалили на противоположный берег, там в лесочке за мостом уже стоял наш бусик, за 6 часов до срока. Просто он ехал с задания, домой на поспать все равно не успевал и отдыхал себе в лесу у Борового.
Стоит отметить, что дождь устойчиво перестал, и пока мы разгружались, упаковывались разбирали катамаран, стало сухо и тепло. Вокруг было море грибов, мы сварили приличный обед, выпили немного, погрузились и поехали.
Дорога заняла 6 часов с 2 короткими остановками. Первые 100 км дороги скорость была 30-40 км/ч, потом чуть поживее, потом мы выехали на известную нам трассу из Костомукши в Надвоицы, проехали мост через Чирку-Кемь, у которого мы стартовали, проехали Тикшу, где мы купили топор, и около 2 часов ночи были на вокзале.
Но вокзал был закрыт, и водитель придумал интересный финт: в пос. Надвоицы есть свой курорт - озеро Пионерское, с пляжем и профилакторием. Профилакторий не работает, пляж пустой. А рядом-то дом нашего водителя. Мы тепло попрощались с Женей, водитель отвез нас (через ночной гастроном) на пляж и оставил нам бусик. Мы погуляли по берегу, встретили ранний карельский рассвет, и даже поспали до 7 часов.
А в 7:42, точно по расписанию, мы сели в поезд Мурманск-Москва. Чай, сон, Медвежьегорск, копченый тербух, пиво. Я читал книжку "Тропою испытаний", как раз дошел до того места, где автор заблудился в тайге.
Свирь, снова рыба/пиво, сон, Петербург. Проводили Ивана, съели по мороженому, перепаковали рюкзаки для самолета - и снова спать.
04:30 Ленинградский вокзал
05:30 Домодедово, кофе, чтение, регистрация, секьюрити, вылет по расписанию, в 10:10 по-киевскому мы приземлились в Борисполе.
Солнце, август, хочется на море!
После просушки ожил фотоаппарат. Да здравствует Canon PowerShot S2 IS!
P.S. За полноту фотоотчета спасибо Але и Свете.